Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Выставка «Аллегория времени» в Энгельсе. Цикл «Графический альбом»

Автор:  Алексеева Вера Юрьевна - заведующий сектором

  • Выставка «Аллегория времени» в Энгельсе. Цикл «Графический альбом»
Дата мероприятия:  02.08.2019  —  03.11.2019

В Энгельсской картинной галерее работает выставка «Аллегория времени» из серии «Графический альбом», где представлены произведения печатной графики европейских мастеров XVII-XIX веков, воплощающих эту тему в женских образах, жанровых сценах, символических композициях.

На выставке представлена серия из 12 листов Жана-Пьера Симона (1750-1810, Англия). На цветных гравюрах в технике пунктира с нежным пастельным колоритом лёгкие и романтичные фигуры девушек сменяют друг друга, как месяцы года. У каждого «месяца» свои атрибуты: снопы колосьев, стога сена, корзина с виноградом или ракушками, букеты и венки из цветов, созревшие яблоки, небольшие связки рыбы или птиц, коньки. В центре нижнего поля каждого из листов – символ знака Зодиака, который начинается в данном месяце. Некоторые композиции дополнены изображением детей или животных, что делает их непосредственными и забавными.

Английский гравёр итальянского происхождения Франческо Бартолоцци (1725-1815) неоднократно обращался к аллегории. Выполненные им четыре офорта с живописных работ Д. Зоччи (1711-1767, Италия) отображают некоторые месяцы года в жанровых сценах – занятиях, характерных для определённого времени годового цикла. В мае – это прогулки с зонтиком под первым жарким солнцем в парке, в августе – уборка зерна, в сентябре – сбор винограда, в октябре – ловля певчих птиц.

В основе серии «Времена года», исполненной Ф. Бартолоцци в технике цветного пунктира с живописных работ Д. Морланда (1763-1804, Англия), лежат сцены из сельской жизни с поучительным сюжетом. На одном из листов в чужом осеннем саду компания мальчишек застигнута за воровством яблок, рассерженный хозяин с собакой возле изгороди прогоняет незваных гостей.

Французский мастер Николя Лармессен (1640-1725) – автор серии гравюр с живописных оригиналов Никола Ланкре (1690-1743, Франция), запечатлевших как жанровые сцены время суток. В листах «Утро», «Полдень», «После обеда», «Вечер» показан досуг светского общества: неспешная утренняя трапеза в роскошном интерьере, полуденные беседы в парке у прохладного фонтана, послеобеденная игра в нарды, вечернее купание в реке.

Работа немецкого гравёра Георга Эймарта (Младшего, 1638-1705) с рисунка И. Зандарта (1606-1688, Германия, Голландия) «Пещера вечности» (1680) раскрывает понятие времени масштабно и философично. В центре изображён зодиакальный круг, внутри его обрамляет уроборос – свернувшийся в кольцо змей, древний символ вечности, цикличности законов природы: созидания и разрушения, жизни и смерти, перерождения и гибели. Внутри круга – многофигурная композиция с книгой, в ней надпись: «PROVIDENTIA DIVINA» (Божественное проведение), предполагающая непостижимую тайну бесконечности времени.

Эту тему продолжает офорт итальянского мастера Доминико Кунего (1724-1803) «Аллегория» (1777). Надпись по нижнему полю «Veritatem Solis illustratam radiis Tempus detegit», переводится дословно: «истина Солнца проливает свет лучами Времени». В наши дни эта фраза известна как «истина познаётся со временем». На фоне неба изображены две парящие фигуры – мужская и женская, олицетворяющие Истину и Время. Время – седовласый мужчина с бородой, за спиной крылья, в одной руке он держит уроборос, другой удерживает Истину. Их совместный полёт символизирует неразделимость этих понятий.

На выставке можно увидеть сюжеты двух необычных гравюр неизвестного западноевропейского мастера XIX века. Это многофигурные жанровые сцены с атрибутами месяцев, также встречающихся в серии из 12 листов Жана-Пьера Симона. Два офорта овальной формы дополнены объёмной аппликацией из ткани, благодаря чему персонажи этих произведений как будто оживают, облачаясь в настоящую одежду. В собрании гравюр это единственные предметы, сочетающие в себе две разные техники. Как и некоторые листы, представленные в экспозиции, они были специально отреставрированы для настоящей выставки.

В новом тематическом контексте по-иному прозвучат уже знакомые зрителям по графическим выставкам декоративные панно Альфонса Мухи (1860-1939, Чехия) из знаменитой серии «Сезоны» (1896). Загадочные и величественные, игривые и нежные женские образы, созданные в изысканной стилистике модерна, сейчас, как и более ста лет назад, никого не оставят равнодушным. 


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2024 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС:
410600 г. Саратов, Радищева, 39
АДРЕС ДЛЯ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ:
410012 г. Саратов, ул. Радищева, 41
+7 (8452) 26-28-55, +7 (8452) 26-16-06
E-MAIL: info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"