«Герои неофициального искусства 60-70-х годов». Из коллекции Валерия Дудакова и Марины Кашуро. Герой №3 Евгений Кропивницкий

  • «Герои неофициального искусства 60-70-х годов». Из коллекции Валерия Дудакова и Марины Кашуро. Герой №3 Евгений Кропивницкий
Когда Евгения Кропивницкого исключали из Московского Союза Художников, в связи с обвинением в создании «Лианозовской группы», на вопрос о ее составе он отвечал - «В «Лианозовскую группу» входят моя жена Оля, дочь Валя, сын Лев, зять Оскар, внучка Катя и внук Саша», перечисляя все свое дружное семейство проживающее в бараке поселка Лианозово. Никогда никаких групп он не создавал! Просто, необыкновенно одаренный поэт, музыкант и художник Евгений Кропивницкий обладал огромной силой притяжения, собирая в своем маленьком подмосковном доме творческих людей - смелых и ищущих, непохожих и не желающих подчинять свое искусство диктату официальных властей. 

Он родился в июне 1893 года, в Москве (в этом же году в Багдати родился Владимир Маяковский). Отец Кропивницкого был служащим на железной дороге, мать - пианисткой и детским поэтом. Сам Евгений с детсва писал стихи и сочинял музыку и, конечно, рисовал. Он окончил Строгановское училище, впоследствии работал бутафором, гримером, преподавателем рисования в школах. В годы гражданской войны вместье с семьей уехал в Вологду, где познакомился с Ольгой Потаповой, которая стала его женой. Они много скитались по северу России, пока не осели в подмосковье. Евгений Кропивницкий продолжил преподавательскую деятельность, при этом, работая в разных направлениях от пуантилизма и импрессионизма, до экспрессионизма и кубизма. На войну Кропивницкий не попал по состоянию здоровья. Работы не было и жизнь была настолько трудной, что однажды художник упал в голодный обморок прямо на улице и попал под машину. После этого на всю жизнь осталась небольшая хромота. В послевоенные годы постепенно стали возобновлять занятия в кружках. Кропивницкий стал преподавать в художественном и литературном кружках, сразу объединив вокруг себя талантливых учеников и будущих больших поэтов и художников. Он так заинтересовывал людей знаниями, мыслями, манерами что многие студийцы продолжали приходить к учителю и после закрытия студий. Кропивницкий был Учителем по призванию. 

И художником от рождения. Писал в разных манерах красочных и звучащих, ярких, прозрачных, спокойных, трепетных и жестких. Писал маслом, темперой, гуашью, акварельной пастелью, черной тушью, фломастером, сангиной, в технике коллажа, гравюры, монотипии, работал с фактурой. Использовал кисти, мастихин, палочки, перья и всевозможные изобретенные им приспособления. Направления и темы - от полуабстракции и лубочной древнерусской мифологии, до новой эстетики некрасивости и достоверности. 

В 1939 году Кропивницкий вступил в Московский Союх Художников (МОСХ), но при жизни так и не сделал ни одной выставки. В 1962-ом году МОСХ предложил Евгению Леонидовичу устроить творческий вечер с выставкой его работ. Была проведена подготовка, оформлены картины, напечатан каталог его произведений и пригласительный билет. Но именно в это время в «Манеже» на выставке посвященной 30-летию МОСХа, первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев с негодованием обрушился на художников школы Белютина, на Эрнста Неизвестного и многих других, устроив большой скандал. Вечер Кропивницкого отменили, а самого художника исключили за формализм, приписав еще и создание «Лианозовской группы». На самом деле, в шестидесятые годы многие молодые художники, музыканты и поэты искали новые пути в искусстве. А дом Кропивницких в поселке Лианозово стал местом встреч, обсуждений, поисков, демонстраций новых работ и бесконечных споров об Искусстве. Сюда приезжали Немухин, Вечтомов, Мастеркова, Свешников, Плавинский, Краснопевцев, Эренбург, Рихтер, Аксенов и многие-многие другие художники, поэты писатели и музыканты. Сам Кропивницкий рассказывал о художественной жизни 1910 - 1920-х годах, о различных (уже запрещенных советской властью) направлениях, художественных обществах и группах, которые видел сам. Он водил друзей по окрестным лесам с этюдниками и книгой какого-нибудь поэта, и это было настоящей идиллией среди общей серости. 

Евгений Кропивницкий и «лианозовцы» сделали большой вклад в развитие «московского концептуализма», минималистской поэзии и вообще всего дальнейшего сущевствование изобразительного искусства и литературы.

На выставке «Герои неофициального искусства 1960-70-х годов» в Доме Павла Кузнецова вы можете увидеть работу Евгения Кропивницкого
«Лунная ночь», 1973 год.

И работу его сына, художника Льва Кропивницкого
«Композиция», 1963 год.

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений