Герои неофициального искусства 60-70-х годов». Из коллекции Валерия Дудакова и Марины Кашуро. Герой №2 Владимир Немухин (1925 - 2016)

  • В. Немухин. «Натюрморт с картами». 1983 год
Большой художник, всегда будет связующим звеном между прошлым и будущим, «тянущим нить Ариадны» из темных лабиринтов ушедших эпох в завтрашний день, где, возможно, найдутся ответы на самые главные духовные вопросы человечества.

Владимир Немухин настоящая звезда «второй волны русского авангарда», накатившегося на советскую Россию вместе с хрущовской оттепелью шестидесятых. Один из самых сложных и неприступных для искусствоведческой расшифровки художников. Бережный продолжатель русской живописной традиции ХIХ века, Левитана и Врубеля, благодарный приемник авангардистов начала ХХ века, Малевича и Кандинского. Он одним из первых поймал, а вернее, органично вошел в общемировую тенденцию новых техник визуального искусства. Сумел создать собственный узнаваемый почерк, став при этом, воплощением ценностей целого поколения неофициальной художественной культуры. 

Немухин родился в подмосковной деревне Прилуки, на берегу Оки. Мать была москвичкой из мещан, отец, зажиточный крестьянин.
«Еще до войны отец повел меня в Третьяковскую галерею. А до этого много рассказывал о картине Репина «Иван Грозный убивает своего сына». Он так ярко все рассказывал, что, когда я подошел к этой картине и увидел вывороченный глаз царя и его сына с кровавым пятном на виске, мне стало плохо, и я потерял сознание. Больше я в Третьяковку тогда не ходил, а в 42-ом году, когда уже стал работать, решил стать художником. Я вам не могу ответить, почему меня влекла какая-то неведомая сила. Не было ни красок, ни кисточек. Я из своих волос делал кисточки. Отрежу кусок, к палочке примотаю. А краски выменивал на хлеб». 

После войны юный Володя занимался в московской изостудии у ученика Малевича Петра Соколова. В пятидесятые годы работал оформителем, декоратором и плакатистом, а в 1957-ом поступил в художественный институт имени В.И. Сурикова, откуда его отчислили за несогласие с принципами соцреализма. 

В 60-70-х годах Немухин принимал живое участие в жизни неофициальной Москвы, квартирных и публичных выставках («Бульдозерная выставка» 1974 года), посещал неформальные встречи «Лианозовской группы», сам собирал друзей в живописных Прилуках, которые стали «Барбизоном неофициального искусства», много работал над философскими проблемами живописи. 

Владимир Немухин прошел путь от ученических реалистичных работ до абстрактного экспрессионизма, геометрической абстракции к коллажам и ассамбляжам, сугубо личным по мироощущению, и очень московским по фактурности. И, все-таки, он остался живописцем, называя запечатленную на поверхности холста краску особой формой жизни. Эта живописная реальность духовно превосходит ту, в которой протекает наша обыденная жизнь. Хотя, именно в нашем несовершенном слое бытия, он обнаруживает духовные принципы, через природу, отдельный предмет. Так обыкновенная игральная карта, вырванная из условий человеческих страстей, перевоплощается через плоскость картины. 

«В своем творчестве после эксперимента с абстрактным экспрессионизмом, постепенно вернулся к фигуративности, обрел свой стиль, создав полуабстрактные «натюрморты с картами». Последнее время появились карты, нарисованные, даже наклеенные. То их сотни на холсте, они испещряют его, создавая причудливую игру пятен и запутанной изысканной фактуры. То одна десятка или двойка на всем полотне. И видно, что карты, обычные игральные карты, извечно таинственные и мистические, - вестники судеб, хотя и привлекают художника своей скрытой, теряющейся в веках магической стороной, но главное не в этом. Главное здесь, как и прежде цвет. Что ж! Крапчатый рисунок разложенных пасьянсов или крупное очко масти, разве это не простор для новых поисков усложненных цветовых гамм?». (Л. Кропивницкий)

Причудливые комбинации «немухинской колоды» непредсказуемы, многоплановы и неожиданны. На иных полотнах они раскладываются, создавая то новые ландшафты, то новые территории с путями и перепутьями человеческой судьбы, где карта одновременно знак, и просто пластичекая прихотливость ищущего художника. 

Работы Владимира Немухина вошли в постоянную экспозицию Государственной Третьяковской галереи, они хранятся в Московском музее современного искусства, Музее Метрополитен и Музее современного искусства в Нью-Йорке и многих других музейных и частных собраниях России и зарубежья.

На выставке «Герои неофициального искусства 60-70-х годов» в Доме Павла Кузнецова вы можете увидеть три знаковых работы художника.

«Ломберный стол», 1981 - 1982 годы
«Игра в козла», 1970 год
«Натюрморт с картами», 1983 год

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений