Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

«Герои неофициального искусства 60-70-х годов». Из коллекции Валерия Дудакова и Марины Кашуро. Герой №1 ОСКАР РАБИН (1928 - 2018)

  • «Герои неофициального искусства 60-70-х годов». Из коллекции Валерия Дудакова и Марины Кашуро. Герой №1 ОСКАР РАБИН (1928 - 2018)
Художник Оскар Рабин настоящий рыцарь неофициального советского искусства, упорный борец за свободу мысли и творчества, диссидент и философ.

Рабин родился в Москве. Рано осиротел. С 1946 по 1948 годы учился в Рижской Академии художеств. После поступил в Московский государственный художественный институт из которго был отчислен за «формализм». Работал грузчиком на железной дороге и мастером на строительстве «Севводстроя». В конце 1950-х годов стал одним из основателей группы «Лианозово». В 1957 году представил свои первые авангардистские работы на III выставке произведений молодых художников Москвы. В том же году Рабин стал лауреатом VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов, получив возможность зарабатывать как художник-оформитель. С этого момента подвергается острой критике со стороны официальных властей. В 1974-ом году Рабин инициировал «бульдозерную выставку», в Битцевском парке, с приглашенными иностранными дипломатами и журналистами, имевшую большой резонанс. В 1977-ом году осужден за тунеядство и посажен под домашний арест. 22 июня 1978 года — лишен советского гражданства «в связи с тем, что его деятельность позорит звание советского гражданина». Умер во Франции в 2018 году.

Рабин один из немногих художников, оставшихся до самых последних дней верным самому себе и той художественной линии которую он избрал. Его полотна драматичные и мрачные, убедительные и безапеляционные создавались и на Родине, и во Франции, которую «подарила» ему советская власть. Путь Рабина был тернист, но он никогда не строил на этом свою легенду художника — жертву политических произволов. Рабин просто жил, боролся за право писать так как ему хочется и иметь возможность быть увиденным. 

Основная тема его работ — город. Но городской пейзаж рабиновских полотен преломлен и искажен. Он пишет не конкретное место, а амосферу места — лихого и на первый взгляд, безнадежного. В шестидесятых годах художник живет в подмосковном поселке Лианозово, где вместе с художником и поэтом Валентином Кропивницким организуют «Лианозовскую группу», куда входили или «захаживали» многие известные художники своего поколения. А в гости приезжали другие отверженные властью деятели искусства. Так в мрачном, забытом Богом подмосковном районе кипела насыщенная художественная жизнь, а Оскар Рабин был центром этой жизни. 

Работы Рабина нарративны и символичны. Часто в его работах встречаются изображения икон, цветов, в частности, ромашек, бутылок с водкой и, конечно, бараки. Ромашки — радостный полевой цветок «маленькое солнышко», которое будет светить и в поле, и рядом с прогнившими и покосившимися бараками. Эти бараки — не просто безнадежная и убогая реальность — за каждым из них стоит полная надежд на лучшее человеческая жизнь. Иконы, как говорил об этом сам художник, - являются не просто религиозным элементом, а еще и частью повседневности, частью души народа. Бутылка водки — непременный атрибут советского человека, сопровождающего все важные мероприятия и серые будни. Газета — главный источник информации превращающийся в смятый кулек, куда плюют шелуху от семечек. Кладбище на картинах Оскара Рабина буквально иллюстрирует тему смерти, человеческой бренности, хотя даже могилы не так страшны, как барачные постройки с проживающими в них людьми, которые еще при жизни были преданы забвению. 

Живопись Оскара Рабина сурова, начиная с техники, когда краска смешивается с песком образуя на холсте выразительную фактуру, до сумеречной сизо-коричневой палитры. При этом она лишена агрессии, затхлости, морального разложения. За черными покосившимися бараками, мы видим живого человека смотрящего в будущее. 

На выставке «Герои неофициального искусства 60-70-х годов» в Доме Павла Кузнецова вы сможете увидеть три полотна Оскара Рабина:

«Лианозово» х/м, 1963 год
«Улица Богоматери», х/м 1974-1976 годы
«Скрипка» х/м, 1971 год

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры