Выставка «Советский индустриальный пейзаж. Графика» (Из фондов Хвалынской картинной галереи им. К.С. Петрова-Водкина)

Автор:  Бородина Валентина Ивановна - заведующий филиалом

Дата мероприятия:  06.02.2019  —  29.03.2019
Открытие картинной галереи в Хвалынске 1 мая 1961 года совпало с развитием в советском искусстве «сурового стиля», отражавшего энергию времени, наполненного героикой трудовых будней. Появление этого направления тесно связано с понятием технического прогресса, широким распространением в искусстве индустриального пейзажа и развитием таких графических техник, как линогравюра и офорт, когда гравюра перестала выполнять репродукционные задачи и стала полноценным, самостоятельным видом искусства, в графику приходит новая свежая струя, дыхание большой жизни страны. Поэтому в коллекции галереи эта разновидность пейзажного жанра представлена в основном графикой.

Этот жанр активно поддерживался государством, а работы на индустриальные темы становились для художников своеобразным пропуском для участия в выставках. Многие разделяли идею о том, что живописцы, скульпторы и архитекторы - это такие же рабочие, как и те, кто льёт сталь, рубит лес и т.д. Какое-то время на страницах печати и в дискуссиях звучали призывы к слиянию процесса творчества с производственным процессом. Художники совершали творческие командировки на заводы, фабрики, наблюдали за строительством новых технических объектов, делали натурные зарисовки трудовых процессов, создавая затем серии работ. В.Е. Попков, например, в 1959 году ездил на строительство железной дороги «Абакан – Тайшет», объявленной комсомольской ударной стройкой. В коллекции галереи эта серия представлена двумя большими листами: «Бискамжа – Тея» и «Дети на солнце». В творчестве В.Е. Попкова, при всём их «земном притяжении», из жизненных реалий рождались своеобразные графические новеллы – энергичные и лирические одновременно. Дорога «Абакан – Тайшет» проходила сквозь Саянские хребты, через тайгу и глубокие логи. На одном из листов изображены работы по созданию насыпи в изрезанной местности: самосвалы, экскаватор и, конечно, люди. Впечатления грандиозности строительства художник достигает с помощью огромной протяженности пространства. Всё действие разворачивается на фоне синеющих вдали Саянских гор, зелёной тайги. «Дети на солнце» - это лист и о стройке дорожного посёлка, двухэтажные многоквартирные кирпичные дома которого видны на заднем плане, и о детях тех самых комсомольцев, строивших «Трассу мужества». Дети сидят на куче строительного кирпича и греются на солнце во время короткого сибирского лета. Лаконичный, почти суровый взгляд автора открывает зрителю неожиданную поэзию обыденности.

Изображая промышленные объекты, художник старается избирать неожиданные ракурсы. Хорошим примером такового служит пейзаж самарского художника И.И. Якушева « Голубые тени (Нефтезавод)». В индустриальном пейзаже художник нашёл возможность передать игру света и тени. Зимний пейзаж запечатлён с высокой точки: до самого горизонта тянется пространство. Сам нефтезавод показан только частично, но его голубая тень на снегу даёт возможность представить масштабы. А в другой его цветной линогравюре «На нефтезаводе» (1963) разномасштабные сопоставления первого близкого плана и далёкого заднего, видимого сквозь клубы дыма, позволяют передать экспрессию мимолетного и ёмкую содержательность характерного.

Работа над темой индустриального пейзажа во многом позволила художникам по-новому подойти к проблемам композиции и пластического решения. Одних интересовало богатство форм и линий в сложнейших конструкциях (Горюнов В.Ф. «Домны», «Отвалы» 1961 из серии «На стройках семилетки»), других – контрасты чёрного и белого, разнообразие линейных контуров и ритмов (Гордеев А.С. «Рудопогрузочная станция», «Обогатительная фабрика», 1961). В работах такого типа много бесхитростного и честного стремления авторов возможно точнее и полнее рассказать зрителю о новостройках и заводах. Недаром художники при этом часто не ограничиваются одним листом, а создают серии.

Индустриальный пейзаж трудно представить без человека труда. Художники хорошо чувствуют и умеют передать его уверенную походку, пластику профессиональных движений (Волков В.И. «Монтёры на мосту», 1961). Как правило, трудовой жест в гравюрах бывает убедительнее, чем выражение лица. Часто люди застигнуты в минуту отдыха (Волков В.П. «На лесах», 1961) или готовящимися к труду (Воробьёва Н.Д. «На работу», 1960).

И хотя индустриальный пейзаж достаточно скуп на эмоции, во многих листах есть некая внутренняя лирика (Дворянчиков В.Д., Дюженков А.Н., Виноградов М.В. « Стройка», «Окраина стройки», 1959), в этих пейзажах приметы строительства отодвинуты на задний план, уступая место природе и человеку, художников привлекает общая панорамная выразительность стройки. В торопливом ритме, в быстром движении линий, слышится отзвук деловой жизни страны, почувствованной очень остро, в своём самом активном, напряжённом состоянии.

Индустриальный пейзаж наглядно демонстрировал эпоху активного строительства советского общества, создавал образ страны, наполнял сердца зрителей гордостью и оптимизмом.

Сегодня индустриальный пейзаж такой масштабности, как в советскую эпоху, уже не имеет. Но пейзажи гигантских строек середины ХХ века производят сильное впечатление не только своими масштабами, но и величием заключённого в них эстетического потенциала.

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений