Работа В.О. Фомичёва «В меловом карьере». Выставка одной картины

Автор:  Слободина Яна Анатольевна

  • В.О. Фомичёв. В меловом карьере
Дата мероприятия:  01.02.2019  —  28.02.2019
С 1 февраля по 28 февраля 2019 года Хвалынский художественно-мемориальный музей К.С. Петрова-Водкина (филиал СГХМ им. А.Н. Радищева) в рамках проекта «Выставка одной картины» представляет работу В.О. Фомичева (1924–1992) «В меловом карьере» (1950-е, холст, масло,105х165).

Василий Осипович Фомичёв - известный советский художник, работавший в разных ипостасях - будь то пейзаж, натюрморт или портрет. Но излюбленным жанром живописи Фомичёва остаётся на протяжении всей жизни пейзаж. Его справедливо называли «певцом Волги». Волгу он знал от истока до устья, был заядлым рыбаком и часто на лодке уединялся в каком-нибудь затоне не только с кистью, но и с удочкой. Каждый раз он с нетерпением ждал раннюю весну, чтобы отправиться по реке за новыми этюдами. В одну из таких поездок вверх по Волге в 1950-х годах Василий Осипович посещает Хвалынск.

В картинной галерее им. К.С. Петрова-Водкина хранятся его волжские пейзажи, но среди них есть одно полотно, которое тематически выделяется среди них – «В меловом карьере». Картина, которую отчасти можно отнести к жанру индустриального пейзажа, неслучайна в творчестве художника именно в эти годы. Известно, что в 1950-1970 годы многие художники совершали творческие командировки на строительство индустриальных объектов. Ведь в это время развитие промышленности и технический прогресс приобретают невиданные масштабы. Тогда в Хвалынске развивается в основном пищевая промышленность, и, пожалуй, меловой карьер был в городе первым объектом, востребованным жилищным строительством, развернувшимся в те хрущёвские годы. На этот факт и обратил свой взор художник. На картине ему хотелось показать мощь человека – покорителя природы. И хотя человек на фоне мелового разреза мал, но он «удлиняет» свои руки с помощью техники – в данном случае экскаватора.

Самое главное в работах В.О. Фомичёва – это их внутренняя целостность, единство, значительность при всей свежести чувства. Возникает ощущение, что картина, несмотря на свой довольно большой размер, выполнена непосредственно на натуре, хотя это не этюд.

На картине изображён меловой карьер на горе Богданиха в окрестностях города тёплым, летним, солнечным днём. На первом плане картины находится площадка у разработанной горы. Белоснежный склон мела отражает солнечные лучи, тем самым наполняет картину тёплым, мягким светом. Художник использует сближенную гамму светлых тонов: серовато-белых, голубых, зелёных. Притягательным центром картины является женщина в красной кофте – единственное контрастное тёплое пятно в этом холодном колорите. Фигурки людей: женщины и двух мужчин - подчёркивают масштаб открывающейся панорамы горы Богданихи, поросшей лесом. Карьерные склоны написаны широкими четкими вертикальными мазками, отчего появляется ощущение массивности горы, оно усиливается и бегущими облаками на голубом небе. На картине изображён ветреный день, и живой мазок передаёт игру ветра в кронах деревьев, в одежде женщины. Работа, исполненная художником, полна динамики и энергии.

Надо отметить, что В.О. Фомичёв участвовал этой работой в Первой Республиканской художественной выставке «Советская Россия» в Москве в 1960 году. Она была приобретена Управлением культуры Саратовской области для только ещё формирующейся коллекции Хвалынской картинной галереи, открывшейся 1 мая 1961 года.

Эта выставка – отличный повод вспомнить об одном из созидательных периодов в истории Хвалынска, запечатлённом художником, который внёс огромный вклад в художественную культуру нашей страны.

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений