Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Старая Москва. Уходящая натура. Гравюры Ивана Павлова

Автор: 
Наталья Федорова, Ирина Похазникова

  • Старая Москва. Уходящая натура. Гравюры Ивана Павлова
Дата мероприятия:  13.12.2018  —  10.02.2019
Открытие:  19 декабря в 17.00
Телефон:  (8452) 22-27-52
Стоимость билета:  от 50 руб. до 120 руб.

Музей-усадьба В.Э. Борисова-Мусатова приглашает на выставку гравюр Ивана Павлова «Старая Москва. Уходящая натура» из собрания книжного фонда Радищевского музея.

На выставке представлены работы, изображающие неповторимые уголки старой Москвы, увиденные глазами талантливого мастера ксилографии и линогравюры Ивана Николаевича Павлова и запечатленные в различных гравировальных техниках и форматах. Таковы альбомы «Уходящая Русь» 1914 года, «Уходящая Москва» 1919 года, «Старая Москва» 1947 года, графические листы которых представлены в залах музея. В гравюрах увековечены «драгоценные реликвии старины – особняки Александровского ампира, старинные церковки с колоколенками, дворики», московские переулки, тупики.

В экспозицию также включены книги первой половины XX века - библиографические редкости из книжного фонда Радищевского музея, которые представляют Ивана Павлова как иллюстратора и автора экслибрисов с тонким художественным вкусом и литературным чутьем.

Иван Николаевич Павлов (1872–1951) прошел тернистый творческий путь от ремесленника до самостоятельного художника-гравера и преподавателя московских учебных заведений: Строгановского художественно-промышленного училища, Свободных художественных мастерских. В 1880-1890-е годы, в золотой век журнальной иллюстрации, он сотрудничал с лучшими российскими журналами, среди которых «Живописное обозрение», «Всемирная иллюстрация», «Родина» и другие.

Многогранный талант Павлова проявился в создании репродукционных и станковых гравюр, журнальных и книжных иллюстраций, экслибрисов, исполненных в технике ксилографии, и линогравюры. Обнаружив замечательные свойства линолеума, гибкого и удобного для гравирования материала, он первым в России стал использовать его для многотиражной печати и извлекал из него «тончайшую музыкальную игру линий».

С 1914 по 1920 годы одним из первых в России Иван Павлов выпустил целую серию гравированных альбомов: «Уходящая Русь», «Уходящая Москва», «Старая Москва», «Московские дворики», «Уголки Москвы» и пр. Эти издания имеют большое историко-культурное значение и служат художественными документами, по которым можно изучать архитектурное прошлое нашей страны.

Иван Николаевич Павлов, лично знакомый с лучшими живописцами рубежа XIX–XX веков, высоко ценил творчество своего современника Виктора Борисова-Мусатова. Так, желание почтить его память, пройтись по мусатовским местам стало одним из мотивов неоднократных поездок гравера с 1912 года в Тарусу. Гравюра с портретом В. Борисова-Мусатова (1870-1905), исполненная Иваном Павловым, открывает представленный в экспозиции каталог выставки Московского товарищества художников (1915), посвященной десятилетию со дня смерти мастера. Павлова и Борисова-Мусатова связывают общий круг знакомств, среди которых В.Д. Поленов, В.Н. Мешков, Я.Я. Калиниченко, а также сама атмосфера дореволюционной Москвы – знакового города в судьбах обоих художников.

Выставка «Старая Москва. Уходящая натура» является продолжением экспозиционной линии «Пространство и время Виктора Борисова-Мусатова».


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры