Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Графика Рейнгольда Берга в Энгельсской галерее. Цикл «Графический альбом»

Автор: 
Е.И. Водонос

Дата мероприятия:  16.11.2018  —  17.02.2019
Телефон:  (8453) 55-78-07

В Радищевский музей в середине 1980-х поступила интересная подборка графики Рейнгольда Генриховича Берга (19171988), позволяющая судить об особенностях его искусства в целом. В основном графические листы этого талантливого художника были приобретены или получены в дар после его персональной выставки в залах музея осенью 1983 года. На ней экспонировались работы 1970-х1980-х годов из разных серий, созданные как в Москве, так и во время многочисленных творческих поездок по городам России и Германии.

Рейнгольд Берг родился в 1917 году в селе Полласовка в семье немецких крестьян-колонистов. Первые профессиональные уроки он получил у своей учительницы, выпускницы художественного училища, обратившей внимание на дарование ученика. И это предрешило его судьбу: Берг был отправлен в Энгельс, столицу республики Немцев Поволжья, в студию для одарённых подростков, руководимую серьёзным художником-педагогом Якобом Вебером. Этого доброго, но взыскательного наставника, Берг всегда вспоминал с чувством особой благодарности. Профессиональную подготовку, полученную в студии, он считал основной. Не случайно его сразу приняли на второй курс Саратовского художественного техникума. В 1938-м он окончил техникум, получив право поступления в институт. И в 1939-м успешно сдал экзамены в Академию художеств.

Учиться ему не довелось: был призван на действительную службу. Его часть располагалась на западной границе, и с первого дня Великой Отечественной войны он стал непосредственным её участником. Тяжёлое ранение под Смоленском, перемещение по госпиталям до Тамбова, известие о депортации поволжских немцев в Сибирь – таковы его переживания на рубеже 19411942 годов. Демобилизованный по ранению, он отыскал своих родных в Кемеровской области и тут же сам стал спецпереселенцем. Воля и мужество помогли ему пережить эти страшные годы. Пригодились его профессия и организаторский талант. Он стал художником-воспитателем эвакуированного ленинградского детдома.

А творческой работой Берг занялся лишь в 1946 году в Кемерово. С 1948 года он непременный участник областных, зональных, республиканских, всесоюзных и ряда международных выставок. Жизнь не баловала его: приходилось совмещать творчество работу со службой. Он начинал как живописец, но к 1960-м годам полностью сосредоточился на различных техниках гравюры и, в первую очередь, станковом натурном рисунке, выполненном карандашом, углём, фломастером, пастелью. Это не было случайностью, ибо Берг оказался в числе тех, кто возрождал в эту пору свободный рисунок, утверждая его значение и самоценность.

Сюжеты его графических работ довольно разнообразны: зреющие нивы, лесозащитные полосы, домны, шахты и другие гиганты современной индустрии, улицы и площади больших городов, околицы деревень, памятники старины. Он воспринимал всё окружающее с неподдельным интересом, поэтому так любопытно и зрителю рассматривать эти листы. В них ощутима исследовательская въедливость, стремление не скользить по поверхности, а вскрыть пластическую сущность предмета, осязаемо воссоздать его вещественность. Отсюда тщательная, проработка деталей, стремление к полной досказанности, почти скульптурное ощущение формы.

Как правило, это не просто натурный набросок, а скорее графическая картина. Берг был уверен, что чувство композиции как бы заложено в самом наблюдаемом мотиве, и художник должен уловить его. В его работах подкупает не острота приёма, а зоркость взгляда, не поиски нарочитой новизны впечатления, а его верности, что и делает его рисунки самостоятельным художественным явлением, создаёт ощущение их особой значительности.

География городских пейзажей мастера широка. Они лишены оттенка репортажности, в них нет поверхностной беглости туристических набросков. Это подлинное пространство площадей, бульваров и улиц с множеством примелькавшихся зданий, увиденных в их повседневном бытии. Берг остро чувствовал и увлечённо изображал не только памятники старины, но и своеобразие архитектурного облика любого из современных городов, легко достигая тональной цельности и композиционного единства листа.

Упругая и лаконичная пластика карандашных рисунков в какой-то степени присуща и его пастелям. Авторская интонация в них угадывается легко: художник не скрывает своей сопричастности пульсирующей здесь жизни. Они отмечены энергией восприятия, выразительностью ракурса, динамичностью графического рассказа. Их отличает ясность образной задачи: с осязаемо воссоздать ощущение пространственного ритма городской среды, стремительного темпа современной жизни горожан.

Берг начинал творческий путь как живописец, и не случайно в его листах, особенно в пастелях, велика роль цвета. Чаще всего цвет был ему необходим для передачи очень тонко уловленных им переходных состояний в жизни природы: особенностей освещения, зыбкой подвижности воздушной среды – подход более характерный для живописца-пленэриста, нежели для чистого графика. Изысканность цветового строя берговских рисунков – свидетельство его колористического дара.

Серьёзным мастером показал себя Берг и в различных техниках гравюры. Эти листы более условны, чем оригинальные рисунки, но и здесь он шёл от реальных зрительных впечатлений. В гравюре он очень техничен, даже технологичен. Но технологизм этот предопределён у него конкретной образной задачей. Фактура гравюр изощрённее и активнее, чем в карандашных рисунках. Берг обыгрывал «живописность» офорта и сухой иглы, карандашную фактуру мягкого лака. Доверяя своему чувству особенностей каждого материала, он смело шёл на обогащение выразительных возможностей традиционных графических техник, добиваясь высокой содержательной наполненности каждого листа.

Зрелые достижения Берга – результат десятилетий самоуглубления и роста, напряжённого труда, мучительных поисков и нелёгких обретений. Долгие годы он совмещал творческую работу с административной, будучи то председателем Кемеровской организации Союза художников, а затем директором Дома творчества графиков России «Челюскинская».

Но и из этих обременительных обязанностей он стремился извлечь пользу и для своего творчества. Он говорил, что контакты с художниками различных стилистических устремлений оказывали мобилизующее влияние на его искусство. Они рождали современный строй чувств, современный способ художественного мышления. Искусство видеть и высокая графическая культура – главные уроки тех лет. Отточенное мастерство рисовальщика, творческая пытливость, высочайший профессионализм, эмоциональная убедительность его искусства определили непререкаемый авторитет Берга в художнической среде.

Для множества своих коллег он был примером верности своему делу и настоящей творческой одержимости. Именно поэтому для ряда саратовских художников, особенно молодых графиков, общение с ним стало поучительной школой мастерства, школой взыскательного и трепетного отношения к своему труду.  


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2024 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС:
410600 г. Саратов, Радищева, 39
АДРЕС ДЛЯ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ:
410012 г. Саратов, ул. Радищева, 41
+7 (8452) 26-28-55, +7 (8452) 26-16-06
E-MAIL: info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"