Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Берег детства (Выставка из фондов художественно-мемориального музея К.С. Петрова-Водкина)

Автор:  Бородина Валентина Ивановна - заведующий филиалом

«Берег детства» - под таким названием 2 октября открывается новая выставка в художественно-мемориальном музее К.С. Петрова-Водкина. На выставке экспонируются работы художников второй половины 20 века из фондов музея. Для современного поколения детский мир их бабушек и прабабушек такой загадочный, ведь изменился облик детской одежды, причёсок, игрушек, школьной формы, сейчас у детей другой досуг, игры. Выставка в какой-то степени приглашает вернуться в это пространство бабушкиного детства, пробуждает генетическую память.

Портреты детей привлекали живописцев во все времена. Прежде всего мастера считали необходимым полнее и достовернее передать индивидуальность ребенка, как на портрете саратовского художника И.М. Новосельцева «Ванюша» (1958), где не только убедительно передано портретное сходство, но и озорной характер мальчика. Он сквозит в прищуре мальчишеских глаз, в «боевой», подбоченившейся позе, в небрежно распахнутой на груди розовой рубахе и пилотке из бумаги набекрень.

Связь матери и ребёнка – излюбленный сюжет в мировой живописи нашёл воплощение в работе Т.А. Покровской «Мать» (1960-е). Детский досуг, например, зимние катания на санках с гор и прогулки на лыжах можно видеть на этюдах В.А. Лобова «Зимушка» (1963) и И.М. Новосельцева «Лыжник» (1956), а летние походы по родному краю - в этюде А.А. Прокопенко «Юные туристы» (1960-е). Трогательная любовь детей к животным отражена в картине известной саратовской художницы Т.М. Хахановой «Спящая» (1976), где дочь художницы безмятежно спит в обнимку с любимой кошкой. А на портрете «Саша» (1962) ленинградского художника В.А. Андреева, сын изображён с клеткой на коленях, портрет оказался провидческим: детское увлечение мальчика переросло в профессию орнитолога в будущем. Дети тех лет рано приобщались к труду и помогали взрослым, особенно в сельской местности, и «Юный тракторист» (1957) с гаечным ключом в руках на портрете Е.В. Ильина не просто подражает взрослым, он уже осваивает профессию. «Портрет пионерки» (1947) Н.Н. Жукова и «Школьница» (1950) В.К. Ткаченко интересны и психологически точными, выразительными лицами, и внешним обликом: причёсками, характерными для тех времён, школьной формой, пионерским галстуком, праздничным платьем.

Хвалынских зрителей особенно привлекут два графических портрета, выполненные нашей землячкой В.Н. Челинцевой, «Портрет Лидии Селивёрстовой» и «Портрет девочки». Оба портрета созданы в 1950-е годы в Хвалынске. Лидию Яковлевну Селивёрстову знает несколько поколений горожан как учителя математики, а на портрете Валентины Николаевны она сама ещё школьница, но по её вдумчивому взгляду можно предположить дальнейший выбор серьёзной профессии. А вот имя второй изображённой остаётся неизвестным, но сотрудники музея не теряют надежды вернуть его портретируемой с помощью зрителей. Такое уже случалось в истории музея. Валентина Николаевна, приезжая на летние месяцы на родину, часто рисовала соседских девчонок. На выставке экспонируется и ещё одна работа, выполненная в Хвалынске - «Портрет Светланы» (1969) Н.Арбузова, художника, чьи детство и юность связаны с нашим городом.

Бытовой жанр почти исчез из искусства последних десятилетий, а в 1950-1960-е годы он был одним из ведущих жанров, и свидетельством этому является картина астраханского художника К.А. Титова «Счастливая лунка» (1962). Она вроде бы только по касательной имеет отношение к детской тематике, потому что главные герои на картине взрослые рыбаки, приведшие в удивление своим удачным уловом прохожего, но рядом с рыбаками изображены два перешёптывающихся подростка на коньках, готовые к поиску своей «счастливой лунки». В этом же жанре выполнена автолитография А.Ф. Пахомова «С прогулки» (1958) с изображением возвращающихся с горы братьев, где старший заботливо стряхивает веником снег с одежды младшего. Автор сотен литографий А. Ф. Пахомов должен быть назван среди тех художников-энтузиастов, которые способствовали развитию и распространению этого вида печатной графики, выполненной в духе карандашных натурных зарисовок. «В детстве всё видишь верней, да сказать не умеешь, а если кто научился, да опять одуреть может, как маленький, – тот и художник», – этими словами П.П. Чистякова, русского педагога и живописца, можно обозначить расцвет пахомовского творчества.

Конечно, выставка не претендует на раскрытие темы детства в полном объёме, но позволяет провести параллель между прошлым и настоящим. Вероятно, взрослый посетитель сможет испытать чувство ностальгии, глядя на картины и этюды полувековой давности. Другие вспомнят об этом времени без сожаления. Но какие бы разные эмоции не овладевали нами – время детства объединяет нас всех.

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры