Выставка «Плещет Волга волной бирюзовой» (из фондов музея)

Автор:  Бородина Валентина Ивановна - заведующий филиалом

В художественно-мемориальном музее К.С. Петрова-Водкина 15 июня откроется выставка «Плещет Волга волной бирюзовой». Здесь представлены работы из музейной коллекции, которая формировалась в 1950-1960-е годы, поэтому на выставке можно видеть Волгу ещё не «благоустроенную» дамбами, она течёт в своих естественных берегах с речным транспортом, который тогда был в ходу. В коллекции музея, расположенного на берегу великой реки, многие картины и этюды связаны с ней, поэтому пришлось ограничиться произведениями, живописующими реку в её нижнем течении, где удивительно сочетание почти нетронутой природы и близости больших городов, своеобразные контрасты ритмов жизни и природных ритмов: крутояры правого берега и полынные степи левого. В пейзаже Средней и Нижней Волги соседствуют эпичность и камерность.

На этих контрастах и построена экспозиция. С неспешно беседующих людей у дебаркадера в ожидании парохода в этюде В.В. Искама «У хвалынской пристани» (1959) начинается рассказ о широкой красавице-реке. Вечернюю засыпающую Волгу с сумеречным лиловым небом, лодками у берега и кострами рыбаков, варящих уху из дневного улова, или осеннюю, притихшую в ожидании первых заморозков с летящим над ней косяком журавлей, - такой видит зритель старую Волгу в работах уроженца Хвалынска, художника В.А. Лобова (1901-1965). Но вот появляется на горизонте Саратов, и в картинах В.П. Палимпсестова (1910-1982) уже иная Волга – рабочая река. Здесь грузовые наливные и пассажирские теплоходы, буксиры, толкающие баржи, одним словом, поэзия и лирика уступают место прозе или эпосу. Вячеслав Петрович родился в Саратове и многие свои картины посвятил любимой реке, интерпретируя эту тему во всём своём широком творческом диапазоне. Его панорамная картина «Современная Волга» (1954) отличается изобразительной мощью и техническим мастерством. Она удивительна по богатству тональных градаций при передаче света и воздуха. В этой картине Волга олицетворяет огромные просторы страны, её образ сливается с понятием воли, свободы. Всё шире река, глубже перекаты, мы проплываем мимо волжского плёса на одноимённой картине Ф.Э. Заборовского и попадаем в дельту Волги у Астрахани со множеством островов в «Облачном дне» (1960) астраханского художника Ф.Ф. Щукина (1902-1969). Кучевые облака плывут над рекой, отражаясь в её водах, ветер надувает паруса рыбацких лодок на картине А.А. Яровенко «На весеннюю путину» (1960). Торопятся астраханские рыбаки за знаменитой воблой и чехонью. Астрахань - родина одного из замечательных маринистов, романтиков моря К.Д. Иноземцева. Для него Волга стала главной силой в жизненной и творческой судьбе. При этом особенно много художник изображал пейзажи лета, которые выглядят восхитительно свежо и реалистично. На выставке два его речных пейзажа «У тихой пристани» (1965) и «Погожий ветер» (1965), где изображены парусники у пристани, манящие в дальние путешествия в обнимку с освежающим ветром. Необходимый атрибут речных или морских пейзажей Иноземцева – человек, живущий в согласии с речной стихией, умеющий её приручить или раствориться в её манящих знойных миражах. В картине художника С.П. Сахарова (1883-1951) «У морской базы» (1950-е) Волга слилась с водами Каспия и успокоилась, туманное ранее утро чуть серебрит воду, небольшое «дыхание» которой укачивает рыбацкие шхуны у причала. Начинается новый день…

Создание волжских водохранилищ изменило вид и пейзажи и реки, и стоящих на берегу сёл и городов. Некоторые из них подверглись подтоплению, а некоторые исчезли с карты страны под водами искусственных морей. Оттого особенно дорога сердцу зрителя старшего поколения память о старой реке, реке их детства и юности. А новое поколение художников видит уже другую Волгу, ведь изобразительная история великой русской реки пишется и по сей день, причём точно так же, как и полвека назад: маслом по холсту.

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений