Николай Гущин. Живопись из собрания Радищевского музея
Автор: |
18 мая в Международный день музеев в Балаковской художественной галерее, филиале Радищевского музея, открывается выставка «Николай Гущин. Живопись».
О жизни художника Николая Михайловича Гущина (1888-1965), наполненной трагическими событиями и глубоким одиночеством, можно писать романы. Его судьба похожа на легенду. О некоторых фактах его биографии и жизненных перипетиях можно узнать только из воспоминаний и пересказов современников. На карте мира немало городов, с которыми связано его имя: Пермь, Петербург, Москва, Харбин, Париж, Монте-Карло, Саратов. Имя Николая Гущина не относится к числу широко известных – время его жизни пришлось на эпоху колоссальных событий ХХ века, безусловно, сказавшихся на судьбе, творческой карьере и признании художника.
Его мировоззрение и индивидуальный стиль сложились в начале ХХ века. Поклонник поэзии Николая Гумилёва и Игоря Северянина, в юности – товарищ Василия Каменского, Владимира Маяковского и Давида Бурлюка, он прошёл хорошую школу у Сергея Малютина и Константина Коровина. Первый учил строгому рисунку, второй, не стесняя творческой свободы, – импрессионистической лёгкости и молитвенному отношению к цвету. Не избежав искушений крайних новаторов, эпатажа кубофутуристических приёмов, Николай Гущин к 30-ти годам выработал яркий художественный стиль, который можно назвать эмоциональным символизмом. Свой мир образов, свои приёмы письма – сложная многослойная живописная поверхность его картин похожа на россыпь драгоценных камней.
Во время Гражданской войны, вместе с тысячами соотечественников, увлечённый волной послереволюционной эмиграции, он оказался за пределами родины. Три года прожил в Харбине, чуть больше десяти – в Париже и почти пятнадцать лет – в княжестве Монако.
Об этом периоде его жизни известно не так много, понятна главная тому причина: вернувшись в сталинскую Россию, в условиях тотальной слежки художник-репатриант не мог подробно рассказывать о своей жизни в Париже и Монте-Карло.
За рубежом Н.М. Гущин получил признание как художник-портретист, рисовальщик, автор композиций, пейзажей, натюрмортов. Не изменяя своему стилю символических образов, он писал заказные портреты и натюрморты, которые нравились публике и коллекционерам. Произведения Н.М. Гущина были приобретены в городские музеи Парижа, Гренобля, Монте-Карло, Ниццы, попали во многие зарубежные частные коллекции.
Персональная выставка Н.М. Гущина состоялась в Ницце в январе 1942 года. И хотя длилась она в условиях военного времени всего 10 дней, был напечатан скромный каталог с перечислением названий всех экспонировавшихся работ. Сложность композиции и красота живописи, поглощённость искусством в сочетании с аскетическим образом жизни художника, произвели впечатление и на зрителей, и на искушённых французских критиков. К выставке был издан отдельной брошюрой очерк «Николай Гущин и мистика его портретов». Автор его – известный историк Ривьеры, поэт и художественный критик Луи Каппатти.
Самая большая коллекция произведений Н.М. Гущина, насчитывающая 56 картин и около 20 графических листов, хранится в Радищевском музее. Большинство из них – работы, созданные в «саратовский» период творчества художника.
Зрители художественной галереи в Балаково смогут увидеть на выставке примерно половину его живописных произведений из фондов музея, которые объёмно представят этого оригинального мастера, оказавшего значительное влияние на культурную жизнь Саратова второй половины ХХ века.