Николай Гущин. Живопись из собрания Радищевского музея

Автор: 
Людмила Пашкова

  • Николай Гущин. Живопись из собрания Радищевского музея

18 мая в Международный день музеев в Балаковской художественной галерее, филиале Радищевского музея, открывается выставка «Николай Гущин. Живопись».

О жизни художника Николая Михайловича Гущина (1888-1965), наполненной трагическими событиями и глубоким одиночеством, можно писать романы. Его судьба похожа на легенду. О некоторых фактах его биографии и жизненных перипетиях можно узнать только из воспоминаний и пересказов современников. На карте мира немало городов, с которыми связано его имя: Пермь, Петербург, Москва, Харбин, Париж, Монте-Карло, Саратов. Имя Николая Гущина не относится к числу широко известных – время его жизни пришлось на эпоху колоссальных событий ХХ века, безусловно, сказавшихся на судьбе, творческой карьере и признании художника.

Его мировоззрение и индивидуальный стиль сложились в начале ХХ века. Поклонник поэзии Николая Гумилёва и Игоря Северянина, в юности – товарищ Василия Каменского, Владимира Маяковского и Давида Бурлюка, он прошёл хорошую школу у Сергея Малютина и Константина Коровина. Первый учил строгому рисунку, второй, не стесняя творческой свободы, – импрессионистической лёгкости и молитвенному отношению к цвету. Не избежав искушений крайних новаторов, эпатажа кубофутуристических приёмов, Николай Гущин к 30-ти годам выработал яркий художественный стиль, который можно назвать эмоциональным символизмом. Свой мир образов, свои приёмы письма – сложная многослойная живописная поверхность его картин похожа на россыпь драгоценных камней.

Во время Гражданской войны, вместе с тысячами соотечественников, увлечённый волной послереволюционной эмиграции, он оказался за пределами родины. Три года прожил в Харбине, чуть больше десяти – в Париже и почти пятнадцать лет – в княжестве Монако.

Об этом периоде его жизни известно не так много, понятна главная тому причина: вернувшись в сталинскую Россию, в условиях тотальной слежки художник-репатриант не мог подробно рассказывать о своей жизни в Париже и Монте-Карло.

За рубежом Н.М. Гущин получил признание как художник-портретист, рисовальщик, автор композиций, пейзажей, натюрмортов. Не изменяя своему стилю символических образов, он писал заказные портреты и натюрморты, которые нравились публике и коллекционерам. Произведения Н.М. Гущина были приобретены в городские музеи Парижа, Гренобля, Монте-Карло, Ниццы, попали во многие зарубежные частные коллекции.

Персональная выставка Н.М. Гущина состоялась в Ницце в январе 1942 года. И хотя длилась она в условиях военного времени всего 10 дней, был напечатан скромный каталог с перечислением названий всех экспонировавшихся работ. Сложность композиции и красота живописи, поглощённость искусством в сочетании с аскетическим образом жизни художника, произвели впечатление и на зрителей, и на искушённых французских критиков. К выставке был издан отдельной брошюрой очерк «Николай Гущин и мистика его портретов». Автор его – известный историк Ривьеры, поэт и художественный критик Луи Каппатти.

Самая большая коллекция произведений Н.М. Гущина, насчитывающая 56 картин и около 20 графических листов, хранится в Радищевском музее. Большинство из них – работы, созданные в «саратовский» период творчества художника.

Зрители художественной галереи в Балаково смогут увидеть на выставке примерно половину его живописных произведений из фондов музея, которые объёмно представят этого оригинального мастера, оказавшего значительное влияние на культурную жизнь Саратова второй половины ХХ века. 


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений