Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Интервью с фотохудожником Русланом Нургалиевым

Автор: 
Катерина Никифорова

Материалы по теме:

Телефон:  (8452) 39-18-08

Специально к выставке «Парадигмы» наша постоянная участница Лаборатории новейших течений и магистрантка программы «Психология творчества» (СГУ им. Н.Г. Чернышевского) Катерина Никифорова записала интервью с Русланом Нургалиевым. Беседа получилась очень живой, интересной и в то же время философской, как и само творчество Руслана. Диалог дополнили фотографии из мастерской автора и с открытия выставки. С радостью публикуем!

Мы договорились с Русланом встретиться и поговорить о творчестве, накануне его персональной выставки «Парадигмы».

Теплым летним вечером я приехала в мастерскую – это жилой дом художника, утопающий в ароматных цветах, заботливо посаженых его женой Мариной.

В гостиной, вместо телевизора, стоит впечатляющий арт-объект – огромный ствол дуба, парящий над своим постаментом, благодаря двум тонким металлическим прутам. Стены всего дома украшены работами Руслана в различных техниках, над лестницей висят два больших черно-белых снимка, озаряемых мягким светом из окна, а в коридоре – инсталляция из камней, привезенных семьей из Грузии. Много мебели из дерева и даже несколько светильников – тоже творчество Руслана. Мы удобно расположились в гостиной, чтобы поговорить в формате интервью.

О чем мечтал маленький Руслан в детстве?

Я рос в счастливой советской семье, в теплой и комфортной атмосфере. Мои мечты были похожи на мечты многих сверстников. Я мечтал о космосе и даже об археологии. С тех времён где-то у родителей должно храниться моё детское сочинение, где я писал, что увидев кости мамонта в журнале «Мурзилка», я искренне начал готовиться к поиску его останков.

Если вспоминать о моих увлечениях, то я перепробовал все «кружки» детского творчества. Оставалась неохваченной только музыка и рисование. Я предпочёл рисование, и отец отвёл меня в детскую школу искусств, в которой с удовольствием, благодаря уникальному учителю-художнику Г.А. Дудукину отучился несколько лет. Наверное, с тех пор я полюбил искусство.

Ваше творчество с деятельностью археологов связывает особая черта – внимание к деталям. Как вы думаете, откуда она?

Внимание к деталям у меня скорее от матери, она с детства приучила меня к чистоте и порядку. А ещё я учился в Саратовском политехническом университете, закончил кафедру электронных приборов и устройств, изучал, как создаются элементы микроэлектроники. Мне свойственна наблюдательность, я люблю это качество в себе, ведь иногда это позволяет мне находить нечто новое в привычном окружении.

Ваши произведения – это философские натюрморты, концептуальные фотографии. Почему вам близок такой стиль, а не классические репортаж или портрет?

Я прошёл классический путь развития, когда сначала работают в привычных для всех жанрах – пейзажи, портреты, натюрморты.

Я долго на них «тренировался», пока мне не стало казаться, что это немного скучновато и в этом есть некий плагиат. Творческий поиск меня привёл к концептуальной фотографии. Для меня идея важнее процесса реализации: это очень интересная игра с самим собой и зрителем. В дальнейшем я стал

расширять круг свих творческих интересов, «выходить» за пределы фотографии и осваивать иные виды искусства.

«Парадигма» с греческого переводится как «шаблон, пример, образец». Каким именно примером могут послужить снимки для посетителя выставки?

«Парадигмы» применительно к моей выставке – это скорее набор условностей, стереотипов, которыми общество себя окружило и крайне тяжело их преодолевает. Сам проект предполагает рефлексию, это может помочь обратить внимание зрителя внутрь себя и послужить импульсом к тому, чтобы иначе взглянуть на вещи.

Какая работа на выставке считается центральной?

Металлические арт-объекты из серии «Эволюция» можно считать центральными. Они – доминанта выставочного пространства и физически, и метафорически.

Что важно узнать зрителю, чтобы посещение выставки стало для него запоминающимся событием?

На выставке современного искусства важно суметь себя «разоружить» от собственных стереотипов, условностей, суметь дать себе шанс порассуждать, пофантазировать, быть готовым к безграничному мышлению. Это поможет попасть за границы «визуального», выявить оригинальные ассоциации и собственные неожиданные интерпретации изображений.

И заключительный, философский вопрос: как вы считаете, способна ли красота спасти мир?

Под красотой мы можем понимать многое. Может быть, она способна не «спасти», а изменить то, что происходит в мире. Для меня красота – в силе творческой мысли. И вот эта сторона красоты может влиять на нас и, возможно, в лучшую сторону).


Комментарии: 1
0
Руслан Нургалиев
Спасибо Екатерине Никифоровой за отличное интервью! Юрий Васильевич, вам большое спасибо за фоторепортаж с открытия выставки!
Имя Цитировать 0
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры