Саратовские художники. Возвращенные имена

Автор:  Беляева Галина Анатольевна

При поддержке Фонда президентских грантов и Общества друзей Радищевского музея

В начале июня Фонд президентских грантов подвел итоги первого грантового конкурса 2019 года. Одним из победителей стал проект Общества друзей Радищевского музея «Саратовские художники. Возвращенные имена», посвященный сохранению памяти о художниках, подвергавшихся политическим репрессиям в 1920-е – 1950-е годы.

Автор идеи и руководитель проекта – известный саратовский краевед и журналист Алексей Голицын, уже повел огромную архивную работу и опубликовал несколько материалов о саратовских деятелях культуры, пострадавших в 1930-е годы.

На данный момент обнаружены сведения о десяти репрессированных художниках – это Фёдор Корнеев, Иван Щеглов, Александр Скворцов, Виталий Гофман, Валентин Юстицкий, Борис Миловидов, Фёдор Русецкий, Франц Весели, Юрий Зубов и Семён Полтавский. Имена некоторых из них время от времени появляются на афишах выставок в провинциальных и столичных музеях; творчество других известно лишь узкому кругу знатоков и любителей искусства; о третьих практически ничего не известно даже специалистам. Несмотря на несправедливое осуждение, они сумели внести большой вклад в сохранение и развитие традиций изобразительного искусства Саратова.

Фёдор Корнеев был одним из авторитетнейших педагогов Боголюбовского рисовального училища, в первые же годы после Октябрьской революции 1917 года подарил свою обширную коллекцию произведений искусства «трудовому народу», а созданную им художественную студию передал в ведение Наркомпроса, оставшись в ней на правах директора и преподавателя. В 1929 году он был арестован, коллекция его исчезла, студия закрылась, а нам до сих пор не известны ни дата, ни место его смерти.

Иван Щеглов на протяжении почти сорока лет преподавал в Саратовском художественном училище и успел воспитать несколько поколений молодых художников, многие из которых впоследствии стали значительными мастерами. Как живописец он продолжал традиции русского импрессионизма и сезаннизма, был тонким лириком в пейзажной живописи, далеким от пропагандистских задач соцреализма, за что в 1940-е годы неоднократно подвергался критике за «формализм». Щеглова арестовывали дважды – в 1933 и 1951 году. Во второй раз, в возрасте 70 лет, он был осужден на 10 лет за антисоветскую агитацию, и вышел на свободу только благодаря смерти Сталина.

Виталий Гофман получил прекрасное художественное образование сначала в мастерской Г. Книрра в Мюнхене, затем в Петрограде, в мастерской Д.Н. Кардовского. После революции около года проработал хранителем Радищевского музея. В 1930 году был арестован за антисоветскую агитацию, но освобожден на недостаточностью улик. В 1933 выслан на три года в Казахстан. Сведений о его дальнейшей судьбе пока не обнаружено.

Валентин Юстицкий – яркая личность, смелый экспериментатор, в 1910-е годы – авангардист, в 1920-е – участник известных московских художественных объединений «Тринадцать» и «4 искусства». Он всегда умел находить нестандартные творческие решения, в 1930-е–1950-е годы также подвергался критике за «формализм», был арестован в 1937 году и отбыл 10 лет в лагере, чудом оставшись в живых.

Александра Скворцова арестовали в 1933 году, за активное сотрудничество со следствием он получил всего лишь три года ссылки. В последующие годы он стал одним из самых заметных саратовских графиков, много работал в техниках офорта и литографии. Протоколы его допросов сегодня являются бесценным источником информации об истории саратовского изобразительного искусства 1930-х годов.

Борис Миловидов, как и Иван Щеглов, практически всю жизнь преподавал в художественном училище. Арест 1931 года оказался травмой, наложившей отпечаток на всю его последующую жизнь, но, несмотря на это, вопреки осознанной лояльности советскому режиму, он продолжал оставаться носителем традиций «Голубой розы», за что в 1940-е–1950-е годы его также неоднократно клеймили как «формалиста».

Фёдор Русецкий в юности учился в саратовском художественном техникуме у Валентина Юстицкого и был известен смелостью взглядов на искусство. Арест в 1935 году и пятилетнее заключение также серьезно сказались на его творческой биографии. Тем не менее, он состоялся как график и художник книги, в свое время достаточно известный в Саратове, а сегодня почти забытый.

Сотрудники Радищевского музея уже в 1960-е годы сумели оценить масштабы дарования этих художников и начали целенаправленно формировать коллекцию их произведений, которая продолжает пополняться до настоящего времени. На сегодняшний день объем коллекции составляет более 700 произведений живописи и графики. Однако из всего этого объема лишь единичные работы – и крайне редко – оказываются на выставках.

В наибольшей степени изучено и известно широкому зрителю по альбомам и научным публикациям творчество Валентина Юстицкого. В 2004 году знаменитый музыкант Владимир Спиваков подарил музею раннюю работу Юстицкого «Печальная муза», приобретенную за рубежом. Имена и работы Фёдора Корнеева, Ивана Щеглова, Александра Скворцова, Бориса Миловидова, Фёдора Русецкого, Виталия Гофмана, Франца Весели, Юрия Зубова, Семёна Полтавского до сих пор остаются практически неизвестны саратовцам. Поэтому Радищевский музей выразил готовность принять участие в проекте и организовать на одной из своих площадок выставку, посвященную их судьбам и творчеству. Открытие выставки запланировано на сентябрь 2020 года.

К маю 2020 года в рамках проекта будет издана книга о репрессированных художниках, в которой будут опубликованы их произведения и материалы следственных дел; к концу 2019 года будет создан тематический сайт со значительно более объемным, по сравнению с книгой, информационным контентом. На выставке в Радищевском музее планируется проведение экскурсий и комментированных кинопоказов для студентов саратовских вузов, а также для всех желающих; проведение мастер-классов для учащихся художественных школ и студий города. Под руководством профессиональных художников-педагогов дети, подростки и взрослые создадут собственные творческие работы в стилистике репрессированных мастеров, попытаются понять, в чем именно заключался «формализм», за который их когда-то ругали, и почему сегодня этот «формализм» считается талантливым новаторством. Лучшие из работ будут включены в виртуальную выставку на созданном в рамках проекта сайте. На площадке Саратовского художественного училища имени А.П. Боголюбова будет проведен цикл лекций для студентов о творчестве репрессированных художников, поскольку все они так или иначе были связаны с этим учебным заведением.

Публикация архивных материалов о репрессированных художниках Саратова даст возможность привлечь внимание местного сообщества к проблеме сохранения исторической памяти о земляках, которыми наш город по праву может гордиться. Комментарии к публикациям, организация выставки, проведение лекций, экскурсий и мастер-классов для студентов, школьников и широкой аудитории будут способствовать проработке травмы исторической памяти, связанной с репрессиями. Симптомом того, что эта травма до сих пор не изжита общественным сознанием современной России, является зачастую остроэмоциональная и резко поляризованная реакция наших сограждан на любую актуализацию темы репрессий. Одни убеждены в том, что «не стоит ворошить прошлое», чтобы избежать конфликтов в настоящем. Другие воспринимают упоминания о репрессиях как «очернение великого прошлого» нашей страны и наотрез отказываются признавать исторические факты. Третьи наоборот рисуют картины прошлого чересчур мрачно. А многие, следуя гедонистическим трендам современного социума, предпочитают просто дистанцироваться от «неприятных воспоминаний».

Проект нацелен на изменение этой ситуации, на «примирение с историей» не за счет вытеснения трагических фактов прошлого в сферу «коллективного бессознательного», но путем формирования правильного отношения к этим фактам – прежде всего у молодежи. Под «правильным отношением» мы понимаем способность помнить не осуждая, но извлекая уроки. Напоминание о трагических событиях прошлого будет способствовать формированию мудрого отношения к российской истории ХХ века и послужит предостережением к повторению этих событий. 


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений