В газете «Санкт-Петербургские ведомости» вышла статья Вероники Приклонской об экспонатах из коллекции Михаила Еремеева

Рисунки Александра Бенуа и Василия Сварога, силуэтные заставки в исполнении Дмитрия Митрохина, театральная графика Мстислава Добужинского и Сергея Судейкина, акварель «Рецидивистки» Николая Ремизова, созданная для одного из номеров популярного еженедельника «Сатирикон»... Все эти экспонаты находятся в собрании Радищевского музея в Саратове. Историю появления здесь этих произведений удалось раскрыть совсем недавно. Об этом на страницах «Санкт-Петербургских ведомостей» в статье «Осколки серебряного века» рассказала заведующая отделом русского искусства Радищевского музея Вероника Приклонская.

За любой вещью, находящейся в музейных стенах, стоит конкретная судьба, с ней связана своя история, иногда скрытая от потомков. Портрет в золочёной раме, инкрустированный столик на гнутых ножках, изящная статуэтка из фарфора – эти предметы из прошлого могут многое рассказать о своих бывших владельцах: об их вкусах, состоятельности, интересах. Но не всякая вещь легко раскрывает свои секреты. Сотрудникам музеев нередко приходится разматывать клубок давних событий, чтобы узнать историю вещи, а вместе с ней извлечь из небытия конкретного человека и сделать его черты более осязаемыми.

Такая загадка долгие годы сопровождала акварельные рисунки знаменитых художников начала ХХ века из собрания одного владельца, которые поступили в Радищевский музей с разрывом в 30 лет - в 1934-1935-х и в 1964 годах. Три года назад в одном из столичных изданий была опубликована статья, реконструирующая коллекцию.

О бывшем владельце рисунков в ней было сказано буквально следующее: «Михаил Михайлович Еремеев родился в Санкт-Петербурге в 1891 году. В 1930-е годы переехал в Энгельс, где до конца своих дней проживал вместе с женой Зоей Владимировной по адресу: ул. Новокузнецкая (ныне Нестерова), д. 76. В списке личного состава сотрудников судебных учреждений города Энгельс на 1934 год он значится как консультант в Наркомате Юстиции АССР Немцев Поволжья».

И это всё, что было известно на тот момент. Но время не стоит на месте, и итоги последних изысканий, в результате которых удалось выяснить, что рисунки мастеров объединения «Мир искусства» принадлежали сыну известного петербургского архитектора Михаила Фёдоровича Еремеева (1864-1914), стали темой для статьи, опубликованной в газете «Санкт-Петербургские ведомости» 7 марта 2018 года. Итогом, но и импульсом к дальнейшим поискам: какое место занимало коллекционирование в жизни Еремеева-отца? Был ли он знаком с художниками, произведения которых украшали его дом? Чем был вызван интерес именно к книжной и журнальной иллюстрации? театральным эскизам? Какую часть составляли «саратовские» рисунки в коллекции петербургского архитектора? На эти и другие вопросы ещё предстоит ответить, и результаты поисков станут материалом для будущих публикаций.

Статью Вероники Приклонской «Осколки серебряного века» можно прочитать здесь:

 https://spbvedomosti.ru/news/nasledie/oskolki_serebryanogo_nbsp_veka/


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений