Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Портрет П.А. Столыпина кисти И.Е. Репина. К истории создания. Цикл «Искусствовед рассказывает»

Автор:  Приклонская Вероника Викторовна - заведующий отделом

Все материалы рубрики

«Искусствовед рассказывает...»

Собрание Радищевского музея обладает прекрасной коллекцией работ выдающегося русского художника И.Е. Репина. Портреты основателя нашего музея А.П. Боголюбова, его крестницы Наденьки Репиной, этюды парижского периода, виртуозные рисунки вместе с произведениями из Русского музея и Третьяковской галереи, музея-усадьбы «Пенаты» и музея А.С. Пушкина (СПб.) представлены на масштабной выставке «Илья Репин. 50 шедевров мастера», которая пользуется большим интересом зрителя. Однако, Саратов обладает не только замечательными живописными и графическими произведениями Репина, но и его письмами.

На выставке в ряду портретов, блещущих великолепием мундиров, золотом эполет и богатством цветовых сочетаний, экспонируется портрет одного из самых известных государственных деятелей России – П.А. Столыпина (1862-1911). Петр Аркадьевич изображен сидящим в кресле с газетой в руках на темно-красном фоне.

Появление портрета связано со знаменательным событием в истории нашего города – основанием Николаевского университета (ныне – Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского). Открытие нового «рассадника высшего просвещения» было встречено с необыкновенным воодушевлением. «Бывают моменты в общественной жизни, когда серую мглу будничного существования, пронизывает блестящий луч, распространяющий вокруг себя свет и теплоту. Этот свет блеснул теперь и над Саратовом. Он проник в душу, согрел сердце и окрылил ум», – восторженно писал корреспондент местной газеты.

В благодарность «за постоянную и неизменную поддержку в вопросе об учреждении университета в Саратове» представители местной власти единогласно постановили избрать Столыпина почетным гражданином, а также поместить портрет бывшего саратовского губернатора в зале Городской Думы. О чем оповестили премьер-министра в июле 1909 года: «Городская Дума шаг за шагом, то с надеждой, то с тревогой, в течение нескольких лет следила за судьбой проекта Саратовского Университета в высших правительственных учреждениях, и видела, что с самого начала его возникновения, когда идея Саратовского Университета ещё не имела сторонников и до последнего момента Вы Петр Аркадьевич, являлись постоянным стойким и твердым её защитником».

Выбор думцев пал на И.Е. Репина, который, однако, принял предложение о написании портрета непопулярного политика без большого воодушевления. Личность Столыпина вызывала раздражение практически всех слоев российского общества. И в окружении знаменитого художника к деятельности премьер-министра относились весьма критично. Репин попытался отклонить заказ, дав несколько рекомендаций, среди которых были В.А. Серов, Б.М. Кустодиев. Однако, думцы проявили настойчивость, предпочтя известного мастера молодым художникам: «По осмотре нами работ этих художников мы нашли, что работы эти далеко уступают работам самого Репина». Они приняли все условия именитого живописца и получили согласие.

Все перипетии этого события: переговоры о позировании высокопоставленной модели, количестве сеансов, стоимости исполнения, заказе рамы, советы художника по экспонированию готового портрета и многие другие интересные факты отражены в переписке Репина, представителей Городской Думы и канцелярии Министерства внутренних дел, хранящейся в Государственном архиве Саратовской области.

Особенно интересны автографы знаменитого художника, которые не только проливают свет на историю создания портрета, но и дают возможность соприкоснуться с бытом великого художника. Мы видим широкий размашистый почерк Репина, такой же темпераментный, как и его живопись. Не менее интересна бумага, которой пользовался мастер: на именных бланках указан адрес – «Пенаты» на ст. Куоккала Финляндской железной дороги, время приема гостей – «Среда от 3-х часов», а также настроение хозяев дома и моря (есть специальная графа, где сообщалось о температуре воды). Эти милые бытовые мелочи были введены гражданской женой художника Натальей Борисовной Нордман-Северовой (1863-1914), писательницей и общественным деятелем, которая многое сделала, чтобы великий художник мог с удобством работать и жить. Хотя некоторые нововведения Нордман, такие как вегетарианство или самообслуживание, воспринимались гостями дома в Пенатах как чудачества.

Портреты П.А. Столыпина, Н. Б. Нордман и многие другие замечательные произведения великого художника можно увидеть на выставке «Илья Репин. 50 шедевров мастера», которая заканчивает свою работу 15 февраля.

Мы благодарим Государственный архив Саратовской области за предоставление изображений уникальных документов, связанных с историей создания портрета П.А. Столыпина. 


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2024 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС:
410600 г. Саратов, Радищева, 39
АДРЕС ДЛЯ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ:
410012 г. Саратов, ул. Радищева, 41
+7 (8452) 26-28-55, +7 (8452) 26-16-06
E-MAIL: info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"