Выставка одной картины К 100-летию революции 1917-го года А.И. ВАХРАМЕЕВ. МИТИНГ. 1917

Автор:  Шкута Елена Анатольевна

Дата мероприятия:  19.12.2017  —  03.03.2018

Талантливый живописец и график Александр Иванович Вахрамеев (1874-1926) был скромным тружеником от искусства, не искал популярности и все силы прикладывал к тому, чтобы правдиво и точно отобразить события своего непростого времени. Он родился в Сольвычегодске Вологодской губернии. Первую попытку поступить в Академию художеств в Санкт-Петербурге Вахрамеев предпринял в 1895 году. После неудачи он в течение года обучался в частной студии княгини Марии Тенишевой у самого Ильи Репина и после такой серьезной подготовки смог стать студентом Академии.

Как и многие мастера конца XIX века, он старался «расширить географию» художественных поисков, найти новые источники вдохновения. Интересны переклички в творческих устремлениях молодого Вахрамеева и символиста Павла Кузнецова: оба живописца восхищались северными пейзажами, совершили поездки к Белому морю; обоих привлекало национальное своеобразие жизни степных народов. Трагические события 9 января 1905 года, когда в Санкт-Петербурге войсковые части обстреляли шествие безоружных рабочих, побудили Вахрамеева создать ряд произведений, запечатлевших народные протесты и расправы над ними властей. Но не только современность занимала художника. В своих иллюстрациях к былинам и большой картине 1911 года «Ушкуйники великого города Новгорода» он пытался реконструировать облик допетровской Руси.

Не менее заметна и педагогическая деятельность мастера. Начиная с 1906 года, Вахрамеев преподавал в Пензенском художественном училище. Через три года его выслали из города, обвинив в распространении среди студентов книг недозволенного содержания. По возвращении в Петербург он вел натурный класс и рисунок в школе Общества поощрения художеств. В 1921 году он был избран профессором реорганизованной после революции Академии художеств и занимал эту должность до конца жизни.

Наиболее выдающаяся часть наследия Александра Вахрамеева – серия рисунков под общим названием «Типы и сцены 1917-1922 годов». В них, где-то с юмором, а где-то с глубокой печалью, показана жизнь послереволюционного Петрограда. Уличные собрания, очереди за керосином и на трамвай, сгорбленные под тяжестью дров женщины, толкучки, ночные патрули – это приметы времени, хорошо знакомые автору. Для художника город и его жители едины. Торжественное великолепие зданий, проспектов и каналов меркнет на фоне нищеты и разрухи, царящих на улицах.

В 1969 году сын Александра Вахрамеева, тоже художник, участник гидрографических экспедиций, подарил Радищевскому музею несколько работ отца, в том числе небольшую картину «Митинг». Она написана в марте 1917-го маслом на картоне и примыкает к серии «Типы и сцены 1917-1922 годов». Это непосредственный отклик мастера на февральские революционные события. В центре композиции – группа людей, слушающих оратора. Среди них возвышается фигура военного. Он восседает на гнедом коне и, вероятно, также интересуется речью. Еще один, пеший, пристроился с краю. Ярким красным цветом горят их погоны, тулья шапки подростка в синем пальто, берет женщины слева. В серо-голубых сумерках эти «огоньки» перекликаются с алым знаменем в руках одного из участников митинга. Большинство героев изображено спиной к зрителю, лица остальных размыты. Все они, даже маленький мальчик, заботливо укутанный длинным шарфом, неподвижны, словно заворожены происходящим.

По всей видимости, художник запечатлел не масштабную демонстрацию, волна которых прокатилась по стране, а стихийно возникший митинг. Людей собралось немного, они стоят плотной толпой, замерзшие, окруженные грязноватым снегом. В безветренном воздухе медленно падают снежинки. И вся сцена лишена динамики, революционного пафоса, присущего публичным выступлениям этого времени. Наоборот, возникает ощущение неприкаянности и растерянности. В «Поэме без героя» Анна Ахматова так писала о предчувствиях своих соотечественников в начале XX века:

И всегда в духоте морозной,
Предвоенной, блудной и грозной,
Жил какой-то будущий гул...

Эти строки по настроению созвучны картине Александра Вахрамеева, который передает состояние напряженного и тревожного ожидания грядущих перемен.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений