Участие музея во Всероссийской научно-практической конференции по музейной педагогике «Музей как образовательное пространство: инновационные формы работы с посетителем»

Автор:  Шестова Светлана Викторовна
Пакалина Елена Николаевна

  • Участие музея во Всероссийской научно-практической конференции по музейной педагогике «Музей как образовательное пространство: инновационные формы работы с посетителем»
 

21-24 июня 2017 года сотрудники Центра музейной педагогики Радищевского музея Е.Н. Пакалина, С.В. Шестова и сотрудник Энгельсской картинной галереи Н.И. Казаков приняли участие во Всероссийской научно-практической конференции «Музей как образовательное пространство: инновационные формы работы с посетителем» (г. Петрозаводск), которая была организована Государственным историко-архитектурным и этнографическим музеем-заповедником «Кижи» в рамках повышения квалификации специалистов по музейной педагогике. Поездка сотрудников Радищевского музея состоялась благодаря поддержке ПАО «Северсталь».

Это мероприятие проходило четыре дня на базе различных учреждений культуры и образования Республики Карелия: в Музее изобразительных искусств Республики Карелия, Национальном музее Республики Карелия, Национальной библиотеке Республики Карелия, средней школе № 2 города Петрозаводска, которые являлись партнерами конференции. Таким образом, каждое заседание проходило на новой музейно-образовательной площадке, благодаря чему делегаты конференции смогли ближе познакомиться с особенностями функционирования различных отделов и центров по работе с посетителями, принимая практическое участие. Участникам удалось побывать на территории подшефной школы, где сотрудники музея «Кижи» помогают создавать профессиональные музейные экспозиции, интерактивные уголки и апробируют методики и программы дополнительного образования. Кульминацией знакомства с данным регионом России стало посещение объекта всемирного наследия ЮНЕСКО «Кижского погоста».

В конференции, по данным организаторов [1], приняли участие 113 человек из 66 различных организаций, 44 из которых – музеи различного профиля и статуса. Среди участников конференции были музейные сотрудники, представители бюро «АртТерра» (г. Санкт-Петербург), учителя общеобразовательных школ, преподаватели художественных студий, а также педагоги дошкольных учреждений.

На разнообразных секциях конференции были рассмотрены вопросы развития образовательной деятельности музеев, взаимодействия музеев и образовательных учреждений, технологии музейно-образовательной деятельности, а также инновационные методы и формы работы с различными категориями посетителей в музее.

Бесценный опыт коллег, несомненно, оказался полезным и важным, ярким и довольно неожиданным оказалось представление своей деятельности санкт-петербургским бюро «АртТерра», которое занимается организацией детских интерактивных выставок на разных площадках Российской Федерации. Авторы проектов бюро не ищут традиционных путей, ведущих от темы запрошенной выставки к экспозиционному решению и воплощению в реальность. В результате получаются необычные выставки, где каждый предмет заставляет зрителя участвовать в поиске культурного смысла данной экспозиции самостоятельно. Что, в свою очередь, будоражит творческое воображение и остается в памяти надолго.

Но самым впечатляющим, на взгляд сотрудников Радищевского музея, оказалось знакомство с работой Плотницкого центра музея-заповедника «Кижи». Он не только сосредотачивает в себе все основные реставрационные работы по беспрецедентному восстановлению Преображенского храма – исключительного по своему архитектурно-планировочному и конструктивному решению памятника, не имеющего аналогов в русской и мировой деревянной архитектуре – но и ведет огромную образовательную деятельность. Многочисленные практиканты, изучая основы реставрационного дела, включаются в процесс реставрации, принося музею реальную пользу. Обучающие ресурсы центра и масштаб его деятельности потрясают. Сотрудники центра с удовольствием делятся не только своим опытом, но и «отработанным материалом» центра: так все участники конференции получили на память снятые с главок Преображенской церкви лемехи [2] Они вырезаны из серебристой осины, древесина которой со временем при воздействии окружающей среды приобретает серебристо-серый оттенок. Свой срок эти лемехи уже отслужили и будут заменены новыми на отреставрированных главках церкви, сотрудники Радищевского музея привезли их в дидактический фонд, чтобы наглядно рассказывать юным посетителям об этой странице русского деревянного зодчества.

В целом, на конференции была очень плотная и познавательная программа: участники всероссийского форума прослушали и обсудили 67 докладов. Сотрудники Центра музейной педагогики представили четыре выступления:

- Пакалина Е.Н. на секции «Музей и ВУЗ. Образовательные ресурсы музея для высшей школы. Обучение экскурсоводов в музее. Формы, методы, проблемы» – доклад «Группа «Экскурсоводы» Художественной студии Радищевского музея. Пример интеграции музея в общество»;

- Шестова С.В. на секции «Технологии музейно-образовательной деятельности. Специфика разработки образовательных маршрутов, музейно-образовательных программ» – доклад «Этапы становления музейной программы по народному искусству «Наша славная Русь» в рамках художественной студии Радищевского музея»;

- на секции «Инклюзивное образование в музейной среде: формы и методы работы с особыми посетителями» – доклад «Изучение народного творчества как прием арт-терапии и социализации в работе с детьми с разными возможностями»;

- доклад Е.А. Зайченко «Способы, методы и программные принципы работы с детьми в Художественной студии Радищевского музея» был представлен Е.Н. Пакалиной на секции «Технологии музейно-образовательной деятельности. Специфика разработки образовательных маршрутов, музейно-образовательных программ».

По материалам конференции был издан сборник «Музей как образовательное пространство». В нем представлено 57 статей участников мероприятия. География участников форума была столь широка, что по итогам его работы можно было составить представление и проследить все многообразие и полноту музейно-образовательной и просветительской деятельности в различных регионах нашей страны и даже ближнего зарубежья (Украина, Беларусь). В сборнике опубликовано пять статей сотрудников Радищевского музея.

Итогом конференции стал музейный праздник «Иллюзии Старого города». Сотрудники музея, их друзья и волонтеры примерили костюмы прошлых эпох и организовали разные интерактивные площадки, где можно было под аккомпанемент тапёра посмотреть мультфильм начала XX-го века или обучиться нелегкому делу вырезания лемеха топором. Со ступеней музейных зданий неслись звуки песен фольклорных коллективов, а вокруг прохаживались коробейники со своим нехитрым товаром.

Участие в конференции подарило сотрудникам Радищевского музея возможность активного общения с коллегами, работающими в области музейной педагогики, познакомило с огромным блоком информации, связанной с деятельностью различных музеев, и значительно обогатило практический багаж, как в плане новых музейных методик и расширения тематического пространства занятий с детьми, так и в отношении организации массовых мероприятий в рамках художественной студии. Этот удивительный и многогранный форум позволил наладить новые, развить и укрепить уже имеющиеся профессиональные связи с коллегами из музеев России.

[1] Всероссийская научно-практическая конференция по музейной педагогике «Музей как образовательное пространство: инновационные формы работы с посетителем» [Электронный ресурс] // http://kizhi.karelia.ru/whatson/konferentsii-i-seminaryi/745/10740.html

[2] В русском деревянном зодчестве продолговатые дощечки, часто уступчатой формы, служащие для покрытия глав, барабанов, шатров и пр.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений