«Готский альманах». Миниатюрное издание из собрания Радищевского музея. Цикл «Книжные сокровища»

Автор: 
Чертилина О.В.

Все материалы рубрики

«Книжные сокровища»

Более двухсот лет в Германии выходит «Готский альманах» («Almanach de Gotha») – статистический, исторический и родословный ежегодник. Периодическое издание содержит сведения о европейской знати, родословные росписи правящих домов и наиболее значительных родов титулованного дворянства, являясь своего рода генеалогическим справочником «Кто есть кто».

«Готский альманах» начал выходить с 1763 года по повелению Луизы Доротеи – герцогини Саксен-Гота-Альтенбургской, принцессы Саксен-Мейнингенской (Luise Dorothea von Sachsen-Meiningen. 1710-1767). Образованная и изысканная герцогиня внесла большой вклад в превращение герцогства своего мужа в культурный, научный и издательский центр Тюрингии. Она была убеждённой сторонницей Просвещения и состояла в переписке с выдающимися представителями своего времени – Вольтером, Дидро и Руссо. По приглашению Луизы Доротеи Вольтер гостил в Готе с 15 апреля по 25 мая 1753 года и впоследствии восхвалял гостеприимство герцогини и двор «немецкой Минервы», «лучшей княгини на земле».

Основателем альманаха стал герцог Вильгельм фон Ротберг (Wilhelm von Rotberg. 1718-1795) – саксен-готский министр, владелец первого фарфорового завода в Тюрингии, производящего высококачественные изделия из фарфора.

Издавался «Готский альманах» в городе Гота, на придворном французском языке, вначале фирмами Андреаса Рейхра (Andreas Reyher), Иоганна Пауля Мевиуса (Johann Paul Mevius), Иоганна Кристиана Дитриха (Johann Christian Dieterich), а с 1785 года – прославленным немецким картографическим предприятием Юстуса Пертеса (Justus Perthes. 1749-1816). Основанное им в 1785 году издательство «Justus Perthes Geographische Anstalt Gotha», специализировалась на изготовлении высококачественных, географически достоверных и информативных карт, считавшихся лучшими в Германии XIX века и служившими образцами для других издателей. Карманный атлас Адольфа Штилера («Stieler's Hand-Atlas»), выпущенный им, переиздавался одиннадцать раз (с 1817 до 1945) и оказал влияние на мировую картографию.

Первый выпуск «Готского альманаха» за 1763 год, по сути, являлся простым карманным календарём с почтовым расписанием и курсом валют. В следующем году он был дополнен генеалогическими заметками о правящих семьях Европы, с 1887 года в него стали включать неевропейские династии. С течением времени менялась структура и внешний вид издания, неизменным оставался лишь небольшой, «миниатюрный» формат. Постепенно увеличился объём альманаха (если в 1763 году в нем насчитывалось всего 20 страниц, то к 1913 году количество страниц увеличилось до 1315), к привычному календарю добавились «Генеалогический Ежегодник», «Дипломатический и Статистический Ежегодник», а с 1794 года он стал содержать хронику политических событий европейских и других государств.

В 1768 году для привлечения читателей редакция начала помещать рисунки, гравированные на стали лучшими мастерами. Первое время это – сцены из популярных романов, затем появились портреты современных знаменитостей (1793), с 1832 года остались одни портреты царственных особ. В оформлении этого издания участвовали выдающиеся гравёры: Иоганн Фридрих Росмэслер (Johann Friedrich Rosmäsler), Теодор и Август Вегер (Theodor et August Weger), Карл Майер (Carl Mayer) и другие.

Альманах пользовался огромным спросом и стал одной из важнейших европейских энциклопедий дворянств. О его невероятной популярности говорит и тот факт, что он обязательно имелся во всех дворянских и императорских семьях, в частности, входил в состав библиотеки императрицы Александры Фёдоровны в петергофском дворце Коттедж парка Александрия.

В книжной коллекции Радищевского музея это знаменитое издание представлено 15 выпусками: с 1834 по 1913 год (1834, 1838 -1842, 1845-1849, 1852, 1854-1855, 1913).

14 томов «Готского альманаха» поступили в Радищевский музей в 1892 году из Румянцевского музея, благодаря стараниям первого музейного хранителя и библиотекаря Анания Львовича Куща. Юбилейный выпуск за 1913 год передан в 1921 году через Музейную секцию в числе книг, происходящих из родовой библиотеки князей Васильчиковы в имении Березовка Петровского уезда Саратовской губернии.

Все выпуски – небольшого размера (11х7,5), за исключением юбилейного, 150-го за 1913 год (15х10,4), в тиснёном бумажном или тканевом издательском переплёте, с гербом города Гота на верхней крышке и золочёным или красным обрезом.

Большинство музейных экземпляров украшают прекрасные гравюры на стали, исполненные Карлом Майером (Carl Mayer. 1798-1868). Этот немецкий художник и издатель, гравёр на меди и стали происходил из нюренбергской семьи бюргеров. Учился изобразительному искусству в Нюрнбергский рисовальной школе и одновременно в мастерской художника и гравёра по меди Фридриха Флейшмана (Friedrich Fleischman), затем в Париже. Великолепный мастер портретной и жанровой живописи Майер быстро приобрёл известность за пределами Нюрнберга за «тонкий и элегантный» стиль резца. Вскоре он едва мог справиться с огромным спросом на его иллюстрации. В 1828 году, благодаря знакомству с крупными книгоиздателями, он открыл студию гравюры на меди и типографию («Atelier für Kupferstich und Druckerei»), где создавал собственные копии работ других художников, часто перерабатывая и ретушируя их. Дела его пошли ещё успешнее после приобретения в Нюрнберге классического издательства гравюр для женщин, которое он преобразовал в «Художественное учреждение Карла Майера» («Carl Mayer's Kunst-Anstalt»). Здесь он смог напрямую продавать свои собственные работы, а позднее цветные печатные изображения с живописных работ и вскоре стал лидером в области гравировки и гравюры на стали. После смерти Карла Майера заведение возглавили сыновья: сначала Вильгельм, впоследствии его сменил Евгений.

Во время Второй мировой войны архивы города Гота погибли, и в 1944 году выпуск «Готского альманаха» прекратился. Было предпринято несколько попыток возобновить издание, и только в 1998 году, после более чем пятидесятилетнего перерыва, он начал выходить вновь, сохранив внешний вид и удобный «карманный» формат предыдущих лет.

Еженедельный британский журнал «The Spectator» («Зритель»), специализирующийся на публикации и анализе новостей из области политики и культуры, в одном из своих номеров отметил, что в нынешнем веке, который часто называют сумерками дворянства, отрадно приветствовать возвращение одного из самых выдающихся генеалогических альманахов, достоверного и наиболее полного справочника, необходимого для учёных и специалистов в области генеалогии.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений