Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Междисциплинарные связи в науке — знак времени

Автор:  Красноперова Лидия Петровна

  • И.Е. Репин. Портрет А.П. Боголюбова. 1882. Собрание Радищевского музея

КАТАЛОГ ПРЕДМЕТОВ НЕМЕЦКОГО ИСКУССТВА

ЗАПИСКИ МОРЯКА-ХУДОЖНИКА

В 2017 году в седьмой раз Саратовский классический университет проводит весеннюю научно-практическую конференцию: «Междисциплинарные связи при изучении литературы». Вопросы, обсуждаемые здесь, настолько разнообразны, широки, актуальны, что конференция со временем приобрела статус международной. На этот раз в рамках мероприятия работало восемь секций, где затрагивались проблемы философии, мифологии, истории, педагогики, художественной культуры.

В этом году участие в форуме принял Радищевский музей. Два доклада были так или иначе связаны с фигурой основателя музея, А.П. Боголюбова. Немецкие керамические сосуды - кружки и кувшины эпохи историзма из «каменной массы», собранные А.П. Боголюбовым, - тема научных интересов Т. Е. Савицкой. Оказывается, эти бытовые предметы являются едва ли не самым зримым и осязаемым воплощением «немецкого духа», поэтому в XIX веке, проходившем в Германии под знаком национального единства, керамическое производство переживало подъем. Художественные особенности любого произведения нельзя понять вне мировоззренческих и культурно-исторических условий. В изучении коллекции прикладного искусства особенно очевидна необходимость рассмотрения предмета в рамках сложного и многослойного культурного контекста. Докладчиком был привлечен широкий круг источников, в том числе литературных: «буржуазный» роман Г. Фрайтага «Дебет и кредит» (1855), стихи и песни немецких поэтов, в которых выражено мировосприятие пользователей этой керамики. В докладе было показано, что «песенная» тема кружек и кувшинов из каменной массы имеет важный источниковедческий аспект: некоторые воспроизведенные на них строки оказались цитатами из популярных песен. Исследователем были найдены их авторы. Причину интереса А.П. Боголюбова к немецкой керамике помогла понять его автобиографическая книга «Записки моряка-художника».

Воспоминания А.П. Боголюбова, изданные уже трижды, мало известны в научной среде, в то время, как в них содержится богатейший материал для изучения русской истории и словесности XIX века. В своём докладе «Записки моряка-художника А.П. Боголюбова, как литературный и исторический документ XIX века» Л.П. Краснопёрова старалась раскрыть ценность книги автора, как источника в изучении отечественной истории и литературы. Бережное отношение к памяти А.Н. Радищева, «многострадального» деда своего, он пронёс через всю жизнь. Каждое слово, сказанное им о А.Н. Радищеве, о семье, драгоценно само по себе и как выражение благоговейного отношения внука к деду. При жизни А.П. Боголюбов был известным художником. В круг его общения входили И.С. Тургенев, И.Н. Крамской, И.Е. Репин... Среди друзей Алексея Петровича можно назвать Александра III, А.П. Боголюбов помогал ему собирать художественную коллекцию, исполнял заказы на картины по истории русского флота.

А.П. Боголюбов старался не упустить ни одной детали из своих встреч с И.С. Тургеневым и П. Виардо. Он воспроизводит слова Полины Виардо, выражающие её характер: «Все люди от рождения свободны, и все их действия, не приносящие вреда обществу, не подвержены ничьему суду».

Рукопись своих «Записок» А.П. Боголюбов завещал Публичной библиотеке Петербурга вместе с деньгами для издания, которое должно было осуществиться через 22 года после кончины автора, в 1918 году. Разумеется, завещание не было исполнено, но о «Записках» помнили в Радищевском музее. Ещё до войны сотрудник музея Г.И. Кожевников (1914-1962) начал перебеливать рукопись. Работу продолжила и довела до конца Н.В. Огарёва (1925-2016). Музейных командировок не хватало: Нонна Валерьевна проводила в библиотеке отпуск за отпуском в течение 20 лет. В результате самоотверженных трудов текст «Записок» стал доступен читателям. В 1995 году он был напечатан журналом «Волга», второе издание, осуществлённое на средства Саратовской городской Думы, вышло в 2006 и третье — в 2014 году. Несомненно, что «Записки моряка-художника» войдут в научный оборот исследователей русской словесности.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры