Коллективная монография «Императорская Академия художеств в культуре Нового времени. Достижения. Образование. Личности»

В июне 2014 года в Москве прошла научная конференция «Императорская Академия художеств в культуре Нового времени», организованная Научно-исследовательским институтом теории и истории изобразительных искусств Российской Академии художеств. В её работе приняли участие сотрудники отдела русского искусства Радищевского музея И.А. Ильина и В.В. Приклонская.

Небольшая статья, освещающая это событие и опубликованная на музейном сайте, заканчивалась следующей фразой: «По результатам конференции будет издан сборник статей из периодической серии "Русское искусство Нового времени"». Но отмечаемый в 2017 году 260-летний юбилей со дня основания в России Академии художеств подвигнул организаторов к идее издания книги, соответствующей той огромной роли, которую это учреждение сыграло в развитии отечественной культуры.

В изданной к юбилею коллективной монографии «Императорская Академия художеств в культуре Нового времени. Достижения. Образование. Личности», подготовленной в Отделе русского искусства НИИ РАХ с привлечением широкого круга искусствоведов, исследуется значение Императорской Академии художеств в русской культуре второй половины XVIII – начала XX века. В книгу вошли исследования сотрудников высших образовательных учреждений, музеев, научно-исследовательских институтов и архивов Москвы, Петербурга, Казани, Нижнего Новгорода и Рязани, а также специалиста по истории русской культуры из Кембриджского университета (Великобритания).

Монография состоит из трех разделов и Приложения. Во втором разделе, посвященном развитию художественного образования в России, опубликована статья И.А. Ильиной, где рассматривается педагогическая деятельность основателя Радищевского музея А.П. Боголюбова и особенности его художественного метода, сформировавшегося во время обучения у известных европейских пейзажистов. В парижской мастерской Боголюбова сложился круг его единомышленников, в который входили И.Е. Репин, В.Д. Поленов, К.А. Савицкий, Н.Д. Дмитриев-Оренбургский, И.П. Похитонов и другие. Виднейший мастер морского пейзажа, он воспитал таких художников-маринистов, как А.К. Беггров, Н.Н. Гриценко, М.С. Ткаченко. Автор анализирует характер влияния Боголюбова на молодых российских живописцев в разные периоды его жизни, а также раскрывает вклад художника в становление отечественной реалистической морской картины.

В Приложении, где публикуется новейший музейный и уникальный архивный материал, помещена статья В.В. Приклонской о графических произведениях видных и малоизвестных художников рубежа XIX-XX веков из собрания СГХМ имени А.Н. Радищева, ранее находившихся в коллекции М,М. Еремеева. Это станковые произведения, театральные эскизы, а также книжная и журнальная графика А.Н. Бенуа, С.В. Чехонина, Н.В. Ремизова, И.А. Шарлеманя, С.В. Ноаковского, В.С. Сварога и др. Большинство из них ранее не привлекали внимание исследователей и не были введены в научный оборот. Автором статьи уточнены датировки, названия произведений и история поступления. Полиграфическое искусство играло важную роль в российской художественной жизни как в своём элитарном, так и более доступном вариантах (открытки, журнальная графика). Данные рисунки дополняют картину величайшего расцвета различных видов графики в начале ХХ века, когда полиграфическое искусство заняло большое место в российской художественной жизни.

Книга отличается редким иллюстративным материалом. В том числе, в ней опубликованы более сорока произведений из коллекции Радищевского музея, некоторые из них представлены впервые. 


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений