Книжный знак раскрывает тайну. Экслибрисы на издании из коллекции Радищевского музея. Цикл «Книжные сокровища»

Автор: 
Ольга Чертилина

Все материалы рубрики

«Книжные сокровища»

В книжной коллекции Радищевского музея среди трудов по прикладному искусству обращает на себя внимание парижское прижизненное издание работы французского художественного критика Филиппа Бюрти «Шедевры промышленного искусства. Керамика, стекло и витражи, эмаль, металл, изделия из серебра и золота и ювелирные изделия, гобелен» (Burty, Ph. «Chefs-d’oeuvre des arts industriels. Céramique – verrerie et vitraux - émaux - métaux – orfévrerie et bijouterie – tapisserie. deux cents gravures sur bois». Paris. P. Ducrocq, Libraire-Éditeur. Imp. Simon Raçon et comp. [1866]). Год выхода книги (1866) определён по вступительной статье. На её форзаце помещён хорошо известный в литературе вензелевой экслибрис Императора Александра II (годы жизни: 1818-1881) с инициалами "А.Н." под императорской короной. Такие книжные знаки с изображением иногда очень сложных монограмм из двух или трёх букв на фоне облака, окружённые сиянием и с коронами над ними, были широко распространены в царской семье. Книги Императора Александра II имели только такие вензелевые экслибрисы. Кроме того, на титульном листе данного издания присутствует ещё текстовый овальный штемпель Императора Николая I (годы жизни: 1796-1855), подробно описанный в капитальном исследовании С.И. Богомолова (Богомолов С.И. «Российский книжный знак 1700 - 1918 годов». М., 2010. С. 557, № 10669).

Возникает закономерный вопрос: как мог оказаться на книге, выпущенной в 1866 году, книжный знак Николая I, умершего в 1855 году. Подробное исследование музейного экземпляра сочинения Ф. Бюрти выявило, что книга поступила в 1887 году под № 22 в числе изданий из Эрмитажа, происходящих из Голицынского музея.

В 60-х годах XIX века все императорские библиотеки были выделены в особое ведомство – «Собственные Его Императорского Величества библиотеки и арсеналы». В николаевское время основные библиотеки находились в Зимнем и Аничковом дворцах. К началу царствования Императора Александра III (1881) главным стало книжное собрание Зимнего дворца. Библиотеки не только активно пополнялись. Книги из них передавались в различные научные и художественные общества и организации России, туда, где они, по мнению императора, могли быть более востребованными.

Основателя Радищевского музея и музейной библиотеки Алексея Петровича Боголюбова (1824-1896), художника, моряка, собирателя предметов искусства связывали с императором Александром III долгие годы дружеских отношений. Они познакомились в 1863 году, когда Боголюбов был приглашен сопровождать в путешествии по России наследника цесаревича великого князя Николая Александровича, старшего брата Александра. Вскоре Боголюбов стал руководителем «занятий по части искусства» супруги Александра Александровича датской принцессы Дагмар, будущей императрицы Марии Федоровны. Она неплохо рисовала сепией, акварелью и масляными красками. Летом 1867 года наследник с супругой отправились в Данию. Там они посетили дворцовые и музейные коллекции Копенгагена, знаменитые фабрики производства фарфора, фаянса и стекла. Алексей Петрович Боголюбов, сопровождающий их в этой поездке, позднее напишет в своей рукописи: «Я смело могу сказать, что здесь впервые я заметил в Цесаревиче любовь к искусству и старине». С этого времени Цесаревич начал увлекаться коллекционированием и приобретать старинное серебро, мебель, стекло, картины. На Алексея Петровича Боголюбова была возложена «новая художественная обязанность» состоявшая в том, чтобы регулярно присылать Цесаревичу каталоги значительных выставок и давать рекомендации по приобретению всего наиболее интересного. В Аничковом Дворце появилась роскошно отделанная библиотека и два зала для музея, первоначальным фондом для которого послужила небольшая коллекция всякого рода редкостей.

Идея создания Радищевского музея в Саратове – первого общедоступного художественного музея в русской провинции – была одобрена Александром III. Он собственноручно утвердил проект здания для будущего музея и подарил живописные полотна и книги из своей коллекции.

Интересные и тёплые воспоминания об Императоре Александре III – «высоком покровителе» и «просвещённом любителе искусства» – Боголюбов изложил в своей книге, посвящённой памяти Александра III («Воспоминания о в бозе почившем Императоре Александре III профессора живописи А.П. Боголюбова». С.-Петербург. Тип. А. Бенке, 1895). Радищевский музей владеет двумя экземплярами этого издания, один из которых – с дарственной надписью автора: «В библиотеку Саратовского Радищевского музея от А. Боголюбова. 1895. октяб. 17. г. Париж».

В 1887 году Боголюбову по высочайшему императорскому повелению было позволено выбрать из коллекции Эрмитажа всё, что он признает полезным для своего музея. Научный архив музея Радищева хранит «Список дублетов библиотеки Эрмитажа и предметов искусства из бывшего Голицынского музея, переданных в 1887 году из Эрмитажа в дар Радищевскому музею». Всего – 36 названий в 56 томах. Преимущественно, это книги и альбомы по теории и истории изобразительного и декоративно-прикладного искусства, по археологии, справочники. На некоторых из них можно видеть общий экслибрис Эрмитажа с императорским гербом.

Наш экземпляр труда Ф. Бюрти «Шедевры промышленного искусства» в красном полукожаном издательском переплёте из ткани, с кожаным корешком, украшенным золотым растительным орнаментом имеет золочёный обрез, ляссе из шёлка и бумажные форзацы, имитирующие муаровую ткань. В нижней части корешка книги находится суперэкслибрис "Р.М." (Радищевский музей), которым обычно помечали поступающие в музейную библиотеку издания.

Таким образом, можно проследить возможную цепочку событий: после выхода (1866) книга поступила в Эрмитажную библиотеку из коллекции Голицыных (1886), получила штамп Николая I (собственность Императорского Дома) и книжный ярлык Императора Александра II, затем передана в Радищевский музей (1887). По всей видимости, данный книжный штемпель Императора Николая I применялся и при Николае I, и в эпоху Александра II.

Подобные случаи встречаются и в библиотеке Эрмитажа. Заместитель заведующего Научной библиотекой Эрмитажа Ольга Георгиевна Зимина сообщила, что такие штампы имеются и в библиотеке Эрмитажа на изданиях 1843 – 1878 года. При этом, даже среди них большинство штампов располагается на книгах конца 1850-х – начала 1860-х годов. Это ещё раз подтверждает, что данный книжный знак использовался как при Николае I, так и при его сыне Александре II, в качестве знака принадлежности императору. Более того, в коллекции Эрмитажа на этих книгах попадается и книжный знак великого князя наследника цесаревича Александра Александровича, будущего Императора Александра III – штамп с надписью «à S.A.I. Mons/er le Cesarevitche Grand Duc Heritier».

Следовательно, можно предположить, что текстовый книжный штемпель Императора Николая I употреблялся членами императорской семьи во временной период от Николая I до Александра III.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений