Литографированный альбом «Живописный Кавказ» XIX века

  • Побережье Каспийского моря. Костюмы жителей Баку. Литография Ж. Дидье с рисунка Г.Г. Гагарина
Дата мероприятия:  18.10.2016  —  06.11.2016
Телефон:  (8452) 22-27-52

На выставке в «Усадьбе В.Э. Борисова-Мусатова» представлена своеобразная «графическая летопись» жизни кавказского народа первой половины XIX века. Литографии из редкого парижского издания «Живописный Кавказ» знакомят зрителей с роскошной природой, повседневной жизнью народов Азербайджана, Армении, Дагестана, Грузии и Чечни, а также с эпизодами кавказской войны.

Кавказ, привлекавший внимание российских и иностранных путешественников, писателей, поэтов, художников, запечатлевших в своих произведениях этот «пышный край земли», нашел отражение и в произведениях русского художника Григория Гагарина (1810-1893).

Многочисленные рисунки и акварели, исполненные с натуры в период его дипломатической и военной службы на Кавказе, составили основу нескольких иллюстрированных изданий, в числе которых был и альбом «Живописный Кавказ». Вошедшие в альбом жанровые сцены: танцы изящных грузинок на плоских крышах домов или азербайджанских баядерок, работы виноградарей в Кахетии, многолюдные базары знакомят с традициями и обычаями кавказских народов. Эта своеобразная графическая хроника стала ценным и достоверным свидетельством жизни Кавказа первой половины XIX века.

Экспозиция выставки знакомит с наиболее характерными работами из литографированного альбома «Живописный Кавказ». Подобно живописной панораме перед глазами зрителей предстают монохромные литографии с пейзажных рисунков: «Вид Телави в Кахетии», «Чертов мост», «Вид Тифлиса». В этих графических работах заметно мастерство виртуозного рисовальщика Гагарина, передавшего немногими карандашными линиями солнечный свет, чистоту горного воздуха, сверкание снежных вершин.

Этнографический интерес с точки зрения изучения национальной одежды, предметов домашнего обихода, занятий и традиций кавказских народов XIX века представляют листы: «Мейдан. Базарная площадь» «Терраса в Тифлисе», «Урожай в Кахетии», «Караван-сарай в Эривании», «Шемаханская баядерка из Ширвана» и другие жанровые композиции.

Эпизоды кавказской войны, свидетелем которой был Гагарин, отражены в графических работах: «Переход через Сулак у Ахатли», «Джигитовка», «Бой между всадниками». Искреннее уважение художника к культуре и религии разных народов Кавказа чувствуется в рисунках и акварелях с видами и внутренними росписями мечети в Яраге, Эчмиадзинского собора, монастыря Атенский Сион.

Иллюстрации с рисунков Григория Гагарина для «Живописного Кавказа» были исполнены в модной в то время технике литографии лучшими французскими мастерами. Среди них: Эжен Сисери (1813-1890), Адольф Жан-Батист Байо (1810-?), Эжен Леру (1807-1863), Жан-Жозеф Бонавантюр Лоран (1801-1890), Филипп Бенуа (1813-1905).

Монохромные и тоновые литографии, сочные хромолитографии были напечатаны в Париже при непосредственном участии автора рисунков в прославленной литографической мастерской «Лемерсье», известной своими новыми технологиями. Листы выпускались небольшими сериями в течение десяти лет (1847-1857). Таким образом, ежегодно выходило в свет по два выпуска, каждый из которых содержал 4 гравюры различного содержания.

Исторические экскурсы и комментарии к иллюстрациям подготовил граф Эрнест Штакельберг (1814-1870), российский генерал-адъютант, соратник Гагарина в период службы на Кавказе. На основании научных данных и собственных впечатлений автор представил краткую характеристику географического положения, экономического состояния края, описал обычаи, нравы, религии горцев. Страницы текста, напечатанные на французском языке в парижской типографии братьев Плон, со вкусом оформлены в гравированные на дереве рамки, украшены сюжетными заставками и орнаментальными концовками.

Изданный на средства князя Гагарина в количестве 300 экземпляров, «Живописный Кавказ» изначально стал библиографической редкостью. Среди узкого круга подписчиков на него за границей и в России были коллекционеры, государственные деятели. На 50 экземпляров подписался и российский император Николай I, которому художник посвятил свое издание.

Представленный на выставке экземпляр альбома до своего поступления в Радищевский музей в 1921 году из Саратовской Музейной секции Губернского отдела народного образования в разное время принадлежал одному из учредителей московского Библиографического кружка Н.И. Носову (1847-1898) и увлеченному коллекционеру, балаковскому купцу П.М. Мальцеву (1852-1919). 


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений