Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Европейский рисунок XVI – первой половины XIX века. «Старые мастера»

Автор:  Алексеева Вера Юрьевна - заведующий сектором

  • Европейский рисунок XVI – первой половины XIX века. «Старые мастера»
Дата мероприятия:  28.09.2016  —  04.12.2016
Телефон:  (8452) 26-16-06

Экспозиция посвящена одной из уникальных и малоизвестных музейных коллекций. По сравнению с другими обширными разделами собрания фонд европейского рисунка невелик: он насчитывает около 150 работ. Охватывая широкий хронологический диапазон – с XVI до XX века включительно, он представляет произведения мастеров разных эпох, ведущих европейских школ, ряда стилевых направлений.

Зал, посвящённый рисунку старых мастеров, включает листы большинства ведущих европейских школ – немецкой, итальянской, французской, голландской, фламандской. «Ядро» этой коллекции составляют 12 листов из собрания графов Орловых-Давыдовых (поступление 1922 года), большинство из которых включено в экспозицию. Основатель коллекции граф Владимир Петрович Орлов-Давыдов (1809–1882) – писатель, почётный член Академии наук, действительный статский советник, покровитель многих русских художников за границей. В 1830-е им было предпринято путешествие по Италии, что объясняет преобладание рисунков итальянской школы. Динамичный и раскрепощённый по манере лист с изображением «Святого Себастьяна» принадлежит Лодовико Карди – мастеру широчайшего профессионального кругозора в духе эпохи Ренессанса: он был живописцем и рисовальщиком, а также скульптором, архитектором, поэтом и музыкантом. Авторство тонкого и вместе с тем энергичного рисунка «Солдатский привал» связывается специалистами с именами великих Сальватора Розы и Франсуа Буше.

Настоящий шедевр музейного собрания – лист «Танец» Джованни Доменико Тьеполо. Этот выдающийся венецианский живописец, рисовальщик и гравёр оставил многочисленные рисунки, отличающиеся особой, полной юмора, авторской интонацией. Из той же коллекции происходят рисунок «Братья узнают Иосифа» талантливого генуэзского рисовальщика Карло Альберто Баратта. Высокого качества зарисовкой с несохранившегося фрескового фриза Полидоро да Караваджо является лист «Сабиняне, отправляющиеся на игры к римлянам». Перерисовку с Доменико Пиолы, одного из крупнейших генуэзских художников второй половины XVII века, представляет собой «Апофеоз истории» – аллегорическая композиция с изображением архитектурных сооружений различных эпох (ветхозаветная Вавилонская башня с людским потоком, древнегреческий колонный портик, римская ротонда), в целом олицетворяющая грандиозную панораму развития человеческой цивилизации. «Апофеоз Венеции» также считается перерисовкой, воспроизводящей левую часть авторского листа, созданного неизвестным художником XVII столетия. Судя по присутствующим на рисунке атрибутам, изображён триумф Венеции (женская фигура с жезлом), связанный с одной из её морских побед.

Итальянская почва была крайне благодатной для творчества французских мастеров XVIII века. Увлечённость итальянским искусством прочитывается в рисунке «Вакханалия» французского художника Пьера Лелю, ученика Франсуа Буше.

Немецкий рисунок в собрании Орловых-Давыдовых представлен работой аугсбургского мастера Иоганна Матиаса Кагера «Мадонна с младенцем во славе», выполненной в традициях ранних канонических композиций, и листом «Ангел-хранитель», христианский сюжет которого получил широкую интерпретацию в европейском искусстве.

Из знаменитого собрания историка искусства и археолога Адриана Викторовича Прахова (1846-1916) происходят превосходные рисунки, поступившие в 1966 от его потомков: «Моление о чаше», артистичная манера которого, сочетающая пластическую и светотеневую разработку формы, позволяет традиционно связывать его с итальянской школой, а также «Жанровая сцена» фламандского живописца Теобальда Мишо, работавшего в духе голландских мастеров XVII века.

Отдельную группу составляют экспонаты, поступившие в 1924 году из музея при историко-филологическом факультете Саратовского университета. Из них высокое качество привлекает в подготовительном рисунке «Изгнание из рая» Пьетро да Кортона, одного из создателей барочного стиля в живописи, а также каллиграфическом жанровом листе голландской школы «Селение на берегу».

Экспозицию рисунка старых мастеров завершает ещё одна работа, поступившая из того же источника, которую специалисты ныне связывают с немецкой школой первой половины XIX века. А сюжет, ранее считавшийся библейским, интерпретируют как поиски древних сокровищ. «Кладоискатели» могли быть эскизом стенной росписи на модную в то время тему археологической науки. Стиль рисунка, тяготеющего к неоклассицизму, отличается ясностью композиции и безупречной манерой исполнения, что позволяет рассматривать его в ряду исторических предшественников.

Некоторые листы экспонируются впервые. Семь работ были отреставрированы специалистами музея и Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря (Москва) к этому выставочному проекту. 

До реставрации
После реставрации
Неизвестный художник "Апофеоз истории"
  
До реставрации
После реставрации
Итальянский художник XVIII века. "Апофеоз венеции"
  
До реставрации
После реставрации
Кортона, пьетро да 1596–1669."Изгнание из рая. Проект росписи"
  
До реставрации
После реставрации
Немецкий художник Первой половины XIX века. "Кладоискатели"
  
До реставрации
После реставрации
Голландский художник XVII века "Селение на берегу реки"
  
До реставрации
После реставрации
Дандре Бардон, Мишель Франсуа (1700-1783). "Семья сатира"
  
До реставрации
После реставрации
Лафаж, Раймон де (1656 – 1684). "Сатиры и нимфы"

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2024 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС:
410600 г. Саратов, Радищева, 39
АДРЕС ДЛЯ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ:
410012 г. Саратов, ул. Радищева, 41
+7 (8452) 26-28-55, +7 (8452) 26-16-06
E-MAIL: info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"