Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Анри де Тулуз-Лотрек. «Он писал людей, которых видел каждый день…»

Автор:  Красноперова Лидия Петровна

  • Анри де Тулуз-Лотрек Рекламная афиша кабаре Divan Japonais"
Дата мероприятия:  06.10.2016  —  01.12.2016
ЦЕНЫ НА БИЛЕТЫ

Выставка 52 литографий из частных европейских коллекций

Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901), выдающийся французский художник конца XIX века, родился в городе Альби на юге Франции в 1864 году в семье графов Тулузских. В детстве, в результате нескольких травм, у него образовалась костная болезнь. Он с трудом передвигался с помощью костылей. Болезнь отложила свой отпечаток на его восприятие окружающего мира. Несмотря на то, что жизнь Тулуз-Лотрека оказалась очень короткой (да к тому же омраченной болезнями), он успел оставить после себя огромное наследие. Полный каталог его работ, изданный в 1971 году, составил шесть томов; в нем перечислено 737 картин, 275 акварелей, 369 гравюр (включая плакаты) и около 5000 рисунков.

18-летний юноша поступил в школу известного портретиста Л. Бонна, затем перешёл в мастерскую Ф. Кормона, где вместе с В. Ван Гогом прошёл пятилетний академический курс. Рамки традиционного академического искусства были тесными для него. В последние десятилетия XIX века во Франции успешно работали импрессионисты. В 1880-е годы заявил о себе неоимпрессионизм (Ж. Сера, П. Синьяк), чуть позже сформировалась группа «Наби» (П. Серюзье, Э. Бернар), связанная с символизмом. Особенно восхищало Лотрека искусство Э. Дега, у которого он многому научился. Молодой художник вырабатывает собственный почерк, отвергая любые каноны, смешивая стили и направления. Характерны «косые» композиции Лотрека, создающие впечатление брошенного со стороны беглого взгляда, отчасти основанные на принципах, разработанных Дега (хотя не обошлось здесь и без увлечения японской гравюрой). Подобно Дега, Лотрек обладал способностью вызвать у зрителя ощущение случайности увиденного.

Почти все творчество Лотрека автобиографично. Он писал людей, которых видел каждый день, и места, где бывал каждую ночь, - улицы, клубы, кафе, варьете и публичные дома Монмартра. Многие персонажи Лотрека остались безымянными; другие легко узнаваемы. Это относится, например, к певице Иветт Гильбер или к элегантной танцовщице Джейн Авриль, чьи образы не раз возникают на полотнах Лотрека.

Он воспринимает людей с теплотой, окрашенной нотками печали и юмора. Мы чувствуем в них тоску, разочарование, а иногда и отчаяние. Художник смотрит на своих героев с теплотой и пониманием. Ничего низменного, пошлого...

Почти все гравюры Лотрека выполнены в технике литографии. Печатной формой её является камень, на который наносят изображение жирной литографской тушью или карандашом. То есть, художники могли просто рисовать, а не вырезать изображение на металле или дереве.

Среди литографий художника есть работы различных жанров, вплоть до карты для меню. Самыми знаменитыми являются плакаты. Лотрек создал их около 30. Были мастера, которые производили тысячи плакатов. Лотрек брал не числом, а оригинальностью. Художник умел свести изображение к нескольким смелым, широким штрихам, требующим минимальной цветовой гаммы. Его плакаты выполнены в столь энергичной и неповторимой манере, что все образцы плакатного жанра, существовавшие до его «вторжения» в эту область, стали казаться на фоне его работ убогими и плоскими.

Плакаты принесли Лотреку наибольшую известность и являются, вероятно, самым существенным его вкладом в развитие изобразительного искусства.

Выставка предоставлена ООО Арт-центр (Санкт-Петербург). Она выставлялась в музеях Иркутска, Хабаровска, Владивостока. Следующим пунктом, после Саратова, будет Калуга. По сведениям, предоставленным организаторами, на выставке показываются литографии, изданные после смерти Тулуз-Лотрека ограниченными тиражами парижскими издательствами. Они имеют безусловную коллекционную ценность. Именно с этими издательствами, основанными во второй половине XIX века: Imprimerie CHAIX, Imprimerie Mourlot, Imp. Edw. Ancourt, и сотрудничал Тулуз-Лотрек, когда изготавливал свои работы. Известна практика разрушения литографских камней в присутствии художника после выполнения тиража, поэтому литографские основы были заново восстановлены по сохранившимся наброскам Тулуз-Лотрека.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2024 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС:
410600 г. Саратов, Радищева, 39
АДРЕС ДЛЯ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ:
410012 г. Саратов, ул. Радищева, 41
+7 (8452) 26-28-55, +7 (8452) 26-16-06
E-MAIL: info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"