Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

«Версаль» альбом XVIII века. Цикл «Искусствовед рассказывает»

Автор:  Фёдорова Наталья Васильевна

Все материалы рубрики

«Искусствовед рассказывает...»

«Версаль» –
памятник французскому абсолютизму.
Гравированный увраж XVIII века
из собрания Радищевского музея

В коллекции Радищевского музея много лет хранится экземпляр книги с торжественным, в духе времени, названием: «Большая галерея Версаля и два его салона в полотнах Шарля Лебрена, первого живописца Людовика XIV, в рисунках художника и советника Королевской Академии живописи и скульптуры Жана-Батиста Массе, в гравюрах лучших мастеров своего времени»[1]

Альбом был издан в 1752 году «Королевской типографией», основанной в 1640 году по инициативе кардинала А. Ришелье (1585-1642) специально для выпуска «великолепно оформленных роскошных изданий» (éditions de luxe) [2], приносивших всемирную славу Франции и королю. Гравированный увраж о Версале со всей полнотой отражает эпоху Людовика XIV, время, когда в большом количестве создавались монументальные полотна, возводились грандиозные архитектурные ансамбли, дворцы с богатыми интерьерами. В годы его правления (1643-1715) искусство и литература были призваны прославлять победы короля в многочисленных завоевательных войнах и мирные деяния монарха, превознося французское государство в целом.

Строгий контроль над художественной жизнью страны осуществлял Шарль Лебрен (1619-1690), один из прославленных придворных живописцев, заслуживший дворянский титул и пожизненную пенсию после исполнения серии исторических полотен об Александре Македонском, безусловно, олицетворяющем Людовика XIV. Деятельность «первого живописца короля», Ш. Лебрена, была многосторонней: кроме работы над собственными картинами, он следил за выбором сюжетов для творений других художников. Курировал все заказы для двора, выпускаемые Королевской Мануфактурой гобеленов, руководителем которой он был. В 1648 году основал Королевскую Академию живописи и скульптуры, в которой разрабатывались единые правила для художественных произведений, создававших культ образа Короля-Солнце, и новый величественный стиль (Grande manière), позволяющий наиболее полно выражать идеи абсолютизма.

Ярким примером «Большого стиля», объединившим в себе элементы классицизма и барокко, стал дворцово-парковый ансамбль Версаль, построенный за короткий срок (1666-1680) на месте охотничьего замка Людовика XIII. Этим грандиозным комплексом для увеселений, ставшим символом процветания Франции, эталоном безудержной роскоши и великолепия, Людовик XIV воплотил свой идеал сильного монарха. Стремящийся к всемирной славе французский монарх не жалел средств для того, чтобы оставить память о себе. Версальский дворец был построен знаменитым архитектором Жюлем Ардуэном-Мансаром (1646–1708) в духе французского классицизма, ассоциировавшимся с величием древних греков и римлян.

Дворцовые интерьеры оформлялись в пышном барочном стиле самыми искусными художниками, скульпторами и декораторами. Внутреннее убранство дворца, исполненное по эскизам Шарля Лебрена, создавало впечатление целостного ансамбля. Все предметы искусства, собранные в Версале, представляли, по сути, портрет одного человека – Людовика XIV, образ которого олицетворялся с героями античной мифологии: монарх изображался то в образе Тезея, то Геркулеса, то Персея, то Аполлона. Это были излюбленные сюжеты искусства эпохи «Большого стиля», носившего также название «стиль Людовика XIV».

Принадлежащие кисти Лебрена монументальные росписи парадных залов Версаля представляют своеобразную «живописную летопись», рассказывающую о знаменательных событиях времен правления Людовика XIV с 1661 по 1678 годы: о его блистательных победах в многочисленных войнах и великих деяниях в мирное время.

Этими монументальными картинами, на создание которых ушло целое десятилетие, Лебрен навсегда увековечил не только имя Короля-Солнца, но и своё собственное. Кроме того, усердие придворного живописца было отмечено и щедро вознаграждено монархом.

Наибольшее впечатление на Людовика XIV произвели аллегорические композиции, прославляющие его победы, поэтому он повелел заказать гравюры с этих композиций, чтобы запечатлеть свои подвиги ещё и на медных досках.

Известно, что наряду с монументальными произведениями искусства огромное значение в те времена во Франции придавалось и «малому жанру» – гравюре. С 1660 года наравне с живописцами и скульпторами в Академию начали принимать и гравёров [3], которые также пользовались покровительством монарха и выполняли множество королевских заказов. Уровень их исполнения контролировал первый министр Жан Батист Кольбер (1619-1683). Гравюра, выступающая в роли «летописца эпохи», отражала все политические и культурные события, происходившие во Франции в тот период: военные походы, королевскую охоту, коронации, крестины, дворцовые праздники [4].

По велению Людовика XIV, изготавливались гравюры с лучших произведений искусства, созданных в годы его правления или находящихся в королевских собраниях. Репродукционные гравюры хранились в Кабине короля, составившего в дальнейшем основу графического собрания Лувра. Собранные по сюжетам, гравюры также издавались в виде художественных альбомов большого формата (in-folio) и преподносились монархам разных стран в качестве почётной награды или подарка видным учёным, художникам, с дальновидной целью – прославления блеска и могущества французского государства.

Одним из таких королевских заказов стал гравированный увраж о Версале (размеры фолианта: 63,7х47х4,7 см).

Роскошный альбом в кожаном переплёте с золочёным кружевным тиснением включает в себя 52 иллюстрации на отдельных листах – резцовые гравюры с росписей Зеркальной галереи, салонов Войны и Мира и пояснительные тексты к ним, напечатанные на 18 страницах тряпичной бумаги лучшего сорта – александрийской.

О кропотливой и длительной работе над книгой можно узнать из предисловия, написанного придворным художником и советником Королевской академии живописи и скульптуры Жаном-Батистом Массе (1700–1757), автора подготовительных рисунков для гравюр увража. Он подробно описал, как, при каких условиях, чьими стараниями этот альбом был подготовлен для издания. Таким образом, стало известно, что после смерти Лебрена росписями и декоративным оформлением салонов Версаля занимались художники XVIII века: скульптор Эдм Бушардон (1698-1762), живописцы Луи Галлош (1670–1761), Франсуа Лемуан (1688-1737), Шарль Жозеф Натуар (1700-1777), Франсуа Буше (1703-1770). Заканчивая оформление интерьеров, эти художники эпохи рококо, сохранили стиль и традиции предыдущего столетия. Автор вступительной статьи высокопарным слогом выразил свой восторг и признательность за созданные ими шедевры, среди которых ему посчастливилось много лет работать. Он отметил, что гравированный альбом ещё более прославит имена этих художников, при жизни снискавших себе славу величайшими произведениями [5].

Жан Батист Массе рассказал также о предпосылках создания этого альбома: о том, как Людовик XIV повелел перевести в гравюры росписи, украшающие своды салона Войны; что в начале 1680-х годов Кольбер, главный исполнитель королевских распоряжений, поручил это ответственное государственное дело гравёру Шарлю Симонно (1639-1728); и о том, что гравированные листы были закончены в 1688 году, но завершению дела помешала начавшаяся война с Голландией, продлившаяся до 1697 года. «…Начатое предприятие, почётное для всей нации и полезное для развития искусства, – писал Ж.Б. Массе, – было надолго забыто и заброшено» [6]. И только в 1723 году, уже в годы правления Людовика XV, работы по созданию увража были возобновлены.

Заручившись поддержкой таких государственных деятелей, как директор королевских строений де Турнем, маркиз де Вандьер и герцог д’Антен, и получив «особое королевское разрешение» (A.P.D.R., avec privilègue du Roi), Жан-Батист Массе приступил к копированию потолочных росписей в залах Версаля. Ему пришлось преодолеть немало трудностей: рисовать приходилось в стесненных условиях на установленных высоких лесах, при плохом освещении, тем не менее, он благополучно завершил свой труд, на который было затрачено без малого восемь лет.

Около 20 лет потребовалось для создания гравюр, которые исполнили: Антуан Авелин (1691-1743), Жан Франсуа Кар (1665-1763), Луи Никола Деплас (1682-1739), Жан Мишель Лиотар (1702-1796), Анри Тардьё (1674-1749), его сын Жак Никола Тардьё (1716-1791) и многие другие искусные мастера XVII-XVIII веков. В альбом также вошло несколько листов, гравированных Шарлем Симонно ещё во времена правления Людовика XIV. Над каждой иллюстрацией, как правило, трудилось три человека (включая рисовальщика). Имена всех авторов традиционно прописаны на каждом листе: в левом углу неизменно указывались: живописец Шарль Лебрен и рисовальщик Жан-Батист Массе, в правом – офортисты и мастера резца (terminé au burin par…). Значимость мастеров книжного искусства того времени проявляется даже в указании авторов типографской марки. Под изображением королевской лилии имеются подписи автора шрифта Ф. Байёля-старшего и резчика форм Ниуля.

Исполненные в живописной манере различными гравёрами великолепные иллюстрации, производящие впечатление цельного художественного произведения, отличаются только по качеству и технике исполнения, которая состоит в удачном сочетании офорта с тонкой работой резцом. Чёрно-белые гравюры, две из которых вручную раскрашены акварелью [7], замечательно передают фактуру живописных панно на плафонах, медальонах, полукруглых десюдепортах, позволяя ощутить декоративную насыщенность интерьеров Версальского дворца.

Великолепные гравюры воспроизводят не только аллегорические композиции, но и их обрамления с элементами барочного орнамента: изображениями ангелов, грифонов, сфинксов, цветочных и фруктовых гирлянд. В рисунках рам уже просматриваются характерные для эпохи рококо тонкость, лёгкость и изящество, придающие книге особую изысканность.

Следуя один за другим, гравированные листы с мифологическими сюжетами представляют реальную историю правления Людовика XIV. Для примера достаточно назвать несколько из них: «Победы королевских войск над турками в Венгрии.1664», «Война за испанское наследство. 1667», «Взятие Маастрихта королевской армией за 13 дней. 1673», «Установление порядка в области финансирования.1662», «Реформация юриспруденции.1667», «Создание королевского Дома Инвалидов.1674» и т.д.

Несколько гравированных листов воспроизводят декоративные картуши росписей, расположенных на четырёх сводах Салона Войны, в которых помещён девиз Короля-Солнце: «NEC PLURIBUS IMPAR» («Не многим равный»).

В пояснительных текстах, украшенных бордюрами, гравированными рамками и инициалами, подробно излагаются сюжеты воспроизведённых композиций и объясняется смысл аллегорий. (ил. № 7) Так, к гравюре «Король – властелин на море и на суше», исполненной Шарлем Симонно и Жаном Франсуа Каром, где монарх представлен в окружении аллегорических фигур – символов его добродетели, прилагается текст следующего содержания: «На переднем плане изображен король, с оружием в руках стоящий на страже своего государства. Спустившаяся на облаке юная дева – аллегория «Предусмотрительности» – протягивает монарху открытую книгу и компас – как бы предупреждая его не принимать необдуманных решений.

Нептун, гордо стоящий на колеснице, запряжённой морскими коньками, протягивает Цезарю свой трезубец и указывает на корабль, готовый поднять паруса и пуститься в плавание в сопровождении тритонов, – тем самым показывая готовность отдать властелину право владения морской державой.

Справа от кесаря изображены: Вулкан, протягивающий доспехи Циклопа, Марс с армией солдат и офицеров, а также Меркурий, который отдает королю богато украшенные щиты. Минерва, возвышающаяся над Цезарем, надевает ему золотой шлем. Аполлон, покровитель искусств, следит за возведением огромного, до небес, замка. Рассыпавший у ног короля драгоценности Плутон сверху наблюдает за пополнением золотых и серебряных монет в сундуках.

Прибывшая на колеснице, запряжённой драконами, богиня земледелия и плодородия Церера приближается к королю, готовая даровать ему всё необходимое для его армии и народа. Вознесённая над всеми мифологическими героями картины аллегория Классицизма и Барокко – «Бдительность» держит в одной руке песочные часы, напоминающие о течении времени, в другой – петуха, символ действия» [8].

Подобные аллегорические сюжеты для произведений искусства, главным персонажем которых был Людовик XIV, как и несущие идеологическую нагрузку латинские выражения, сочинялись специальным консультативным советом Академии надписей и изящной словесности, состоявшим из знаменитых писателей-исследователей древних языков, среди которых были Жан Расин (1639-1699) и Никола Буало-Депрео (1636-1711).

Альбом «Большая галерея Версаля» – это настоящий шедевр книжного искусства, в котором гармонично переплелись элементы различных стилей: классицизма, барокко, рококо. Он представляет интересный материал по изучению художественных направлений и жанров, характерных для искусства книги и гравюры XVIII века. Созданный в результате многолетней, кропотливой работы знаменитых иллюстраторов, печатников, переплётчиков, издателей, гравированный увраж запечатлел и эпоху абсолютной монархии, и «золотой век» французского искусства. Мечта Людовика XIV осуществилась: о безудержной роскоши и великолепии версальских интерьеров, где монарх выступает главной персоной, узнали за пределами страны и эпохи, а книга, созданная во славу Короля-Солнца, уже в XVIII в. стала библиографической редкостью и мечтой коллекционеров [9].



[1] La Grande galerie de Versailles, et les deux salons qui l’accompagnent, peints par Charles Le Brun premier peintre de Louis XIV, dessinés par Jean-Baptiste Massé peintre et conseilleur de l’Académie Royale de peinture et sculpture; et gravés sous les yeux par les meilleurs maîtres du temps. — Paris: l’Imprimerie Royale, 1752. Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева (далее – СГХМ), инв. № КП–10960, РК–224

[2] Владимиров Л.И. Всеобщая история книги. М. Книга. 1988. С.155.

[3] Алексеева В.А. Французская гравюра XV-XVII вв. Очерки по истории и технике гравюры. М. Изобразительное искусство. 1987. С. 210.

[4] Государственный Эрмитаж. Версальские праздники Короля Солнце. СПб. 2004; Ракова А.Л. Праздник – любимая игрушка государей. Торжества и празднества в европейской гравюре XVI-XVIII столетий из собрания Эрмитажа. Каталог выставки. СПб. 2004; Исаченко Л.Т. Войны Людовика XIV в гравюрах XVII-XVIII веков. Каталог временной выставки из собрания Эрмитажа. СПб. 2001.

[5] La Grande Galerie de Versailles. P. 2.

[6] Ibid., P 1.

[7] В экземпляре Радищевского музея – это иллюстрации № 18, 19.

[8] La Grande Galerie de Versaille. P. 6.

[9] Поступивший в музейную библиотеку в 1923 г. экземпляр альбома ранее принадлежал балаковскому купцу, коллекционеру П.М. Мальцеву.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры