Руслан Лавриненко. Эпоха в саратовском изобразительном искусстве

Автор:  Дорогина Елена Алексеевна - заведующий отделом

  • Руслан Лавриненко. Эпоха в саратовском изобразительном искусстве
Дата мероприятия:  09.09.2016  —  22.09.2016
Открытие:  9 сентября в 17.00
Телефон:  (8452) 26-16-06
Стоимость билета:  от 30 руб. до 50 руб.

О Руслане Львовиче Лавриненко всегда очень приятно говорить и как о художнике, и как о человеке. С его уходом завершилась целая эпоха в саратовском изобразительном искусстве. Для очень многих он являлся примером настоящего профессионализма, высокой культуры и интеллигентности.

Прекрасный мастер, продолжающий в своём творчестве линию развития реалистического искусства, он занимает особое место в истории саратовской пейзажной живописи. Его творчество не вписывается в традиции саратовской живописной школы, берущей своё начало в искусстве В. Борисова-Мусатова, оно так же далеко и от этюдной, импрессионистической манеры письма, столь свойственной большинству наших художников. Скорее, стиль автора формировался под воздействием творчества московских мастеров, входивших в объединения «Союз русских художников» и «Московские живописцы».

Избрав пейзаж как наиболее органичный для своего мировосприятия жанр, Руслан Львович оставался верен ему на протяжении всей творческой жизни. Это не значит, что художник никогда не писал портреты или натюрморты, но лучшее из того, что было им создано, относится к этому жанру. В чём же заключается та самая особенность его творческого метода, которая позволяет сразу и безошибочно узнавать произведения Р. Лавриненко на всех групповых художественных выставках? И дело здесь, видимо, не только в способе построения картины, но и в особой оптике восприятия мотива.

Пейзажи Руслана Лавриненко отмечены «знаком покоя». Это демонстрируется и в «постоянстве природы»: её величии и монументальности. При этом художник создаёт достоверные, реальные образы, лишенные патетики и помпезности. Обладая масштабностью мышления, в своём искусстве он выступает как исследователь, очень чутко и внимательно изучающий натуру: он совершает движение от личностного к общему, конкретный пейзаж интересует автора в связи с общей идеей, в малом видится существенное, и само малое выступает как проявление всеобщего. Обобщение увиденного начинается на фазе отбора, в период поиска мотивов, которые выявляют характер природы. Но главное в творчестве живописца не «фактография», не натурный реализм, а создание монументальных образов, их типизация. Не от того ли художник почти никогда не подчеркивает документальность изображаемых мотивов, хотя их выбор всегда привязан к конкретной местности.

Руслан Лавриненко не идеализирует природу, а воспринимает её как самоценность, изначальную эстетическую категорию. Он словно показывает, что наблюдая красоту и мощь природы, человек может «приподняться, возвыситься», как наблюдая её в естественной среде, так и посредством воспроизведения в искусстве. В этом, наверное, и заключается основной творческий принцип художника.

В своих лучших пейзажах Руслан Лавриненко достигает поэтической обобщенности образа природы, глубоко лирической интерпретации полюбившегося мотива. С помощью мягкой колористической гаммы, композиционной уравновешенности передаётся настроение светлой задумчивости.

В поздний период творчества манера художника несколько меняется, работы становятся более камерными. Особенно хороши созданные в 2000-е годы зимние этюды, в которых звучит поэзия тихой, спокойной жизни. Художник по-особому внимательно стал относиться к воздушной среде, к самоценности пластики. В этих работах кисть словно едва касается полотна, намечая тонкую, изящную пропись ажурных ветвей на фоне неба. Мазок становится более подвижным, динамичным, появляется некоторая эскизность письма, чутко улавливающая авторское настроение. Но даже и эти, небольшие по формату пленэрные этюды выглядят законченными, доведёнными до состояния картины, композиции которых выверены и убедительны. Самое характерное в подходе художника к изображаемому – будь то монументальные образы природы или камерные пейзажи – это объективность, честность, какая-то уважительность. И это бескомпромиссное отношение к своему делу основывается на большой внутренней культуре и интеллигентности мастера.

Мы все помним Руслана Львовича как всесторонне образованного человека, прекрасно разбирающегося в истории, литературе и музыке. Как вспоминал известный пианист Анатолий Скрипай: «Я не знаю такого музыканта, который так разбирался бы в изобразительном искусстве, как художник Руслан Лавриненко знал, любил и понимал музыку». Он оказывал покровительство молодым художникам, с большим пониманием и терпимостью относился к творческим поискам своих коллег. Руслан Львович был красивым человеком – и внешне и внутренне. Жена художника, Альбина Николаевна, рассказывала, как однажды на этюдах в глухой деревне, на третьем или четвёртом сеансе, очень робко к нему подошла деревенская женщина, посмотрела на холст и сказала: «Сколько лет здесь живу, а красоту эту не видела, – и после паузы добавила – Счастливая у тебя мать». Похвалу эту Руслан Львович считал самой высокой и не забывал никогда.

Руслан Львович Лавриненко родился в 1928 году. Учился в Саратовском художественном училище у И.В. Севастьянова, Н.А. Архангельского, И.Н. Щеглова, Б.В. Миловидова, В.Ф. Гурова. С 1951 по 1953 годы работал в художественно-производственных мастерских Саратовского товарищества «Художник». С 1953 по 1957 – в Мордовском книжном издательстве (Саранск). С 1958 года постоянно жил и работал в Саратове. С 1960 по 1978 годы преподавал в Саратовском художественном училище и вёл студию самодеятельных художников в областном Доме народного творчества. Активный участник групповых, областных, региональных, республиканских и международных выставок. Член Союза художников СССР с 1970 года. Награждён медалью «За доблестный труд» (1970). Заслуженный художник Российской федерации с 2001 года

Произведения Р.Л Лавриненко представлены в Радищевском музее, в Мордовской картинной галерее в Саранске, в Энгельсском краеведческом музее, в Вольском краеведческом музее, в Картинной галерее имени К.С. Петрова-Водкина в Хвалынске, в галереях и частных собраниях России, Японии, Китая, Израиля, США, Германии, Югославии, Швеции, Украины.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений