Коллекция М.Н. Галкина-Враского. Каталог-реконструкция

Автор:  Боровская Марина Игоревна - заместитель генерального директора по научной и экспозиционно-выставочной работе

     

В июне 2016 года Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева издал новый каталог из своего собрания коллекции М.Н. Галкина-Враского.

На титульном листе нового издания «Преподношу Радищевскому музею… Коллекция М.Н. Галкина-Враского» стоит – «каталог-реконструкция». Эта книга – итог кропотливой работы по изучению документальных материалов и восстановлению истории коллекции. Её в течение нескольких лет вела Лидия Петровна Краснопёрова, музейный сотрудник с более чем 45-летним стажем. Судьба каждого предмета коллекции прослеживается автором по архивным документам, которые даны в хронологической последовательности: первоначальный список работ, предназначенных для Радищевского музея, завещание М.Н. Галкина-Враского, записи и отметки о бытовании в музейных инвентарях. Почти за каждым определённым или ненайденным экспонатом стоит своя любопытная история, о которой рассказывает авторский комментарий.

Каталог чётко структурирован, его главы соотнесены с составом коллекции. Первыми идут разделы живописи, графики, скульптуры. Более половины объёма каталога занимают предметы мебели и декоративно-прикладного искусства России, Европы, стран Востока. Новые атрибуции, уточнение традиционных, комментарии к экспонатам подготовлены сотрудниками научно-фондового отдела Л.М. Михайловой, А.С. Довгаленко, А.Ю. Ашитковой. Большая часть из 60 произведений декоративно-прикладного искусства опубликована впервые.

Коллекции М.Н. Галкина-Враского, саратовского губернатора в 1870-1879 годах, не повезло: она была завещана Радищевскому музею в 1916 году. Сто лет назад записанная каллиграфическим почерком в огромную инвентарную книгу, целиком коллекция так никогда и не была показана. Хотя лучшие её предметы – шкаф-бюро, ломберный стол и столик-бобик – русская мебель красного дерева конца XVIII века, курульные кресла итальянской работы вошли в экспозицию музея сразу после поступления коллекции и никогда её не покидают.

В те годы, когда Радищевский музей был отделом Краевого музея, с предметами коллекции обращались вольно. Хорошо, если они были переданы в другие музеи, как случилось с двумя великолепными картинами И. Айвазовского и А. Орловского, хранящимися сейчас в Картинной галерее Вольского краеведческого музея. Или с семейными фотографиями и роскошно оформленными фотоальбомами, подаренными М.Н. Галкину-Враскому сослуживцами. Они остались в Саратовском Краеведческом музее. Но, например, две роскошные вазы производства Севрской королевской фарфоровой мануфактуры, подаренные М.Н. Галкину-Враскому, были переданы в 1932 году в Бронетанковую школу, да так и не вернулись. А редкие бронзовые скульптуры и барельефы были отправлены в переплавку, видимо, не только потому, что были изготовлены из качественного металла, но и потому, что на них были изображены Екатерина II, Наполеон со свитой, Апостол Петр. Каждая глава каталога заканчивается с разделом «Местонахождение неизвестно». Всего выявлено 45 таких предметов, и хочется надеяться, что публикация каталога-реконструкции поможет прояснить их судьбу.

Спустя сто лет выставка и каталог «Преподношу Радищевскому музею… Коллекция М.Н. Галкина-Враского» стали знаком благодарной памяти потомков щедрому дарителю, коллекционеру, общественному деятелю. 


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений