Два кувшина - «бородача» из серии статей «Кружки, фляжки…». Цикл «Искусствовед рассказывает»

Автор:  Савицкая Татьяна Евгеньевна - заведующий отделом

  • "КУВШИН" Вестервальд. 2-я пол. XIX века  Каменная масса, соляная глазурь, рельеф, роспись кобальтом. В. 26  На обороте: 663 Надпись в центре: После трудного дня я на-граждаю прохладным напитком Поступление: в 1885 от А. П. Боголюбова

Все материалы рубрики

«Искусствовед рассказывает...»

Форма «пузатого» кувшина такая же древняя, как само гончарное дело. А в XV-XVI вв. во Фрехене, маленьком городке неподалеку от Кельна, горлышко некоторых «пузатых» кувшинов стали украшать изображением бородатого мужского лица (бартманмаске/Bartmannmaske). Много споров велось вокруг того, какое символическое значение имели такие маски. Сейчас исследователи пришли к выводу, что оно могло быть очень разным, но всегда – сакральным. На некоторых из них, как следует из сопровождающих надписей, изображались Бог-Отец, Троица, Иисус Христос, другие изначально использовались для магических ритуалов. Отсюда ведет свое происхождение еще одно их название «бартманнкругов» – «Ahnen» (духи). Особой популярностью кувшины-бородачи пользовались в XVI-XVII веке. В собрании А.П. Боголюбова также есть «бартманнкруг» XVII века – предок «Рыцаря».

В XVII столетии «бородачи» производились как для местного потребителя, так и на экспорт, особенно много их вывозилось в Англию и Голландию. В Англии эти кувшины послужили прообразом для знаменитых кружек-тоби, которые в 1760-1780-х годах начали производить мастера Стаффордшира.

В самой Германии к образу кувшина – бородача вернулись только в конце XIX века, когда один из самых знаменитых керамистов этого времени, Райнольд Ханке, придумал и произвел целую серию кувшинов в виде «пузатых» человеческих фигур, изобразив самых разных персонажей. Среди них – знаменитые исторические деятели: кайзер Фридрих Вильгельм II (1744-1797), Отто фон Бисмарк (1815-1898), Хельмут Карл фон Мольтке (1800 -1891), а также представители сословий и профессий. Однако самой большой популярностью пользовался толстый бородач в рыцарских доспехах – «Рыцарь». Такой кувшин есть в собрании Радищевского музея, он, как большинство предметов немецкой керамики, поступил от А.П. Боголюбова. Этот разливной кувшин для пива или вина, с широким горлом и с ножкой, был создан по модели в 1870-годах в Вестервальде.

Образ толстого рыцаря в эпоху историзма органично «наложился» на внешний облик знаменитого шекспировского персонажа Джона Фальстафа, комического героя его произведений «Виндзорские насмешницы» и «Генрих IV» – пьяницы и гуляки, хвастающегося своими мнимыми воинскими подвигами.

В это время Фальстаф становится героем многих живописных и графических произведений. При различиях в деталях, везде изображается немолодой, бородатый мужчина с большим животом, в роскошной одежде, элементы которой иногда весьма напоминают воинские доспехи, непременно с бокалом или кружкой. Так, в собрании Государственного Эрмитажа хранится акварель венгерского художника М. Зичи «Фальстаф с кружкой вина и трубкой», датируемая 1873 годом Примечательно, что кружка, которую Фальстаф держит в руке, сделана из каменной массы.

Отметим, что такое полярное изменение образа, его снижение от сакрального в XV-XVII веков до шутливого, даже полу-ёрнического в XIX столетии, мы видим только в «бартманкругах». Это определяется спецификой формы «пузатого» кувшина, тем, что он, больше, чем другие предметы посуды, сходен с человеческой фигурой, и поэтому легко поддается персонификации. Эпоха историзма, с ее господствующим стилем «эклектика», допускает, для усиления выразительных возможностей предмета, сочетание, казалось бы, несочетаемых элементов формы и декора. Ярким примером этого является кувшин «Рыцарь-фальстаф»: комический эффект возникает здесь, главным образом, на контрасте противоположных элементов – массивное тулово XV-XVI веков стоит на ножке, заимствованной у фарфоровых изделий рококо – изящного стиля XVIII века.

Кувшин «Рыцарь», с одной стороны, напоминал представителям среднего класса об их причастности к героической истории своей страны. С другой стороны, бюргер, наливая вино или пиво, теперь заставлял толстого рыцаря кланяться и прислуживать себе.

Таким образом, в кувшине «Рыцарь-фальстаф» отразился грубоватый немецкий юмор и даже, возможно, элементы социальной сатиры. Как, впрочем, во многих других образах «пузатой» серии Р. Ханке – ведь кланяться таким образом заставляли даже Отто Бисмарка и кайзера Фридриха Вильгельма II, при всем почтении к этим героям национальной немецкой истории.

На животе «рыцаря» – надпись: «После трудного дня в награду я – кружка прохладного напитка». Она сделана от лица кружки и обращена к чувствам и миропониманию представителей третьего сословия, живущего своим трудом, кропотливым и повседневным. Бюргер, традиционно противопоставляемый рыцарю на протяжении столетий, покупая такой кувшин, с одной стороны, ощущал свою причастность к немецкой истории, с другой – хотел видеть в зеркале прошлого себя самого и читать фразы, одобряющие его труд и его отдых. 


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений