Заседание Музейного клуба «Мода и искусство»
Автор: | Пакалина Елена Николаевна |
Присоединиться к музейному клубу
В начале года в нашем музее открылся Музейный клуб. Уже состоялся целый ряд заседаний клуба, пользующихся неизменным вниманием публики. Последнее заседание заметно отличалось от всех предыдущих: во-первых, его вел Ефим Исаакович Водонос, искусствовед, художественный критик, один из известнейших музейщиков нашего города. Тему заседания «Художник – критик – зритель» подсказали наши волонтеры-экскурсоводы, а теперь – активисты клуба. И действительно, кто сегодня является художественным критиком, чем отличается критика от истории искусства, почему важна дискуссионность критики, может и должен ли критик помогать художнику при создании нового произведения, совпадают ли наши оценки увиденных произведений с мнением критики – эти вопросы интересны даже неискушенному зрителю.
Беседа с Ефимом Исааковичем получилась интересной и неординарной, публика задавала вопросы, отмеренного на заседание времени не хватило, чтобы ответить на все. Поэтому мы ждем Ефима Исааковича на одно из следующих заседаний клуба, чтобы продолжить разговор. И мы приглашаем присоединиться к нам всех, кому интересны наши встречи.
17 мая в 18 часов вас ждет очередное заседание клуба, посвященное новой теме. На этот раз мы предоставляем слово студентке Политехнического университета, нашему давнишнему волонтеру, мастеру-дизайнеру одежды Ксении Сухенко.
Часто говорят о тирании моды.
Но она особенно дает себя чувствовать
в смутные времена, когда тот или иной костюм
становится доказательством «гражданской добродетели»,
и всякий, кто не носит этого костюма,
является уже «подозрительным».
Понятно, как легко, вступая на подобный скользкий путь,
впасть в чрезвычайные крайности.
О. Кабанес и Л. Насс. «Революционный невроз», 1906 г.
Мода и искусство
Мода на полотнах русской и европейской живописи: платье, обувь, материал
Моду подчас относят к категориям тех явлений, которые возникают на основе случайных столкновений, не управляемых никакими рациональными доводами. Однако мода – очень чувствительный «инструмент» всех социальных перемен, и вместе с тем это явление сложного психологического характера.
Является ли мода искусством? Обычно под словом «искусство» подразумевается ограниченное число произведений элитарной культуры – живопись, скульптура, музыка. Мода, напротив, в первую очередь воспринимается как индустрия и неотъемлемая часть повседневной жизни. Мы обратимся к истории моды с древности и до наших дней, проследив ее на полотнах живописи, чтобы исследовать, какое место в разное время отводилось моде по отношению к искусству.
Критики продолжают настаивать на том, что «искусство – это искусство, а мода – это индустрия». Но разве не тесно связаны они? Ведь исторический костюм – правдивое зеркало, раскрывающее нам основные особенности эпохи во всем многообразии.
А костюм как элемент и продукт материальной культуры – это своеобразный экран, на который проецируются в зримой и яркой форме все аспекты культуры, то есть социальный, материальный, технический и духовный уровни развития общества. Т. Арманд пишет в свое время: «… если бы исчезло все, и остался только женский костюм, то по нему можно было бы восстановить до известной степени эстетическую культуру прошедших эпох».
Поскольку костюм относится к определенной системе и через него можно выразить индивидуальность человека или определенный этнический тип, он является важнейшим элементом в сложной системе, характеризующей культуру или цивилизацию.
Будучи единой и относительно постоянной системой элементов, костюм дает возможность фиксировать серьезные перемены и кристаллизировать черты времени. Костюм на картинах художников – это своеобразный экскурс в историю.
Мы и обратимся к ней на ближайшем заседании клуба. Возможно, модные элементы костюма и аксессуары, представленные на произведениях живописи, скажут нам об изображаемой эпохе больше, чем другие источники.