Татьяна Астраханцева и Анастасия Коржева - в Радищевском музее
Автор: | Довгаленко Анна Сергеевна |
Стоит ли говорить о том, насколько важно для нас общение с профессионалами, специалистами. Любые встречи, поездки, командировки становятся настоящим событием, если встречаешь интересного человека, исследователя, художника, близкого по духу, увлеченного искусством, поисками нового, неизвестного, и готового поделиться своими знаниями, открытиями, опытом.
В начале мая Радищевский музей посетили два замечательных человека, чья жизнь и судьба неразрывно связаны с историей культуры нашей страны. Это искусствовед, заслуженный работник культуры РФ, доктор наук, ведущий научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, председатель фонда «Стиль Победы» Татьяна Леонидовна Астраханцева и московский художник Анастасия Гелиевна Коржева.
Визит был запланирован заранее. В его программе: знакомство с коллекцией нашего музея, посещение фондов и архива, чтение лекций.
Область научных интересов Т.Л. Астраханцевой – русское декоративное и народное искусство; русская керамика и искусство Гжели; современная скульптура; стилеобразование в искусстве ХХ века; «Большой советский стиль»; искусство Русского зарубежья 1920-1930-х годов.
В 2014 году была опубликована её научная монография «Русская керамическая скульптура в творчестве художников Серебряного века». Приезд Татьяны Леонидовны в Саратов был связан с разработкой новых аспектов этой темы и более подробного изучения творчества В.Э. Борисова-Мусатова, его произведений, близких по тематике сюжетам русской керамической пластики начала XX века.
Впервые в искусствоведческой литературе упоминания о фарфоровых статуэтках, выполненных по моделям Борисова-Мусатова, появляются в 1970-х годах. С тех пор серьезных исследований об увлечении Виктора Эльпидифоровича керамикой, этой популярной среди многих художников серебряного века технике, не проводилось. Поэтому лекция Астраханцевой «В.Э. Борисов-Мусатов и русская керамическая скульптура Серебряного века», где она привела новые актуальные данные и поделилась своим видением этого вопроса, вызвала живой интерес.
По-новому прозвучала проблема связи русского и европейского искусства в лекциях Татьяны Астраханцевой «Русский Париж 1920-1930-х гг. и художественное образование в эмиграции (В. Шухаев, А. Яковлев, Б. Григорьев, И. Билибин, Н. Глоба и др.)» и «Тема ориентализма в первой половине ХХ века. Уникальность российского опыта».
Анастасия Коржева, приехала в Саратов с предложением проведения выставок в Радищевском музее произведений её отца, известного художника Гелия Коржева. Во время встречи с любителями и знатоками современного изобразительного искусства она очень эмоционально представила творчество Гелия Михайловича Коржева. Соединив в своем рассказе любовь к отцу и уважение к великому мастеру, Анастасия Гелиевна смогла показать масштаб личности художника, его гениальность, трудолюбие, преданность искусству.
Т.Л. Астраханцева и А.Г. Коржева приехали с замечательными подарками – ценные, содержательные издания поступили в библиотеку Радищевского музея.
Специально для гостей была подготовлена программа посещения филиалов Радищевского музея. Они побывали в Доме-музее П.В. Кузнецова, Усадьбе В.Э. Борисова-Мусатова, Энгельсской картинной галерее, познакомились с историческими и архитектурными достопримечательностями Саратова.
Были намечены новые планы, обозначены совместные выставочные и творческие проекты. Хочется верить, что большинство из них обязательно осуществится, а несколько дней проведенных московскими гостями в Саратове станут началом долгого и продуктивного сотрудничества.
Дорогие коллеги! Примите огромную благодарность за сердечный прием! Была очень рада, что наши научные интересы были взаимными, я получила много бесценного материала, узнала прекрасные труды ваших сотрудников, на которые обязательно буду ссылаться. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество.
С огромным уважением, Татьяна Астраханцева |