«Живописный Кавказ». Рисунки с натуры князя Григория Гагарина

Автор:  Фёдорова Наталья Васильевна

 «…На гладком холме одинокое дерево,
ветром дождя ли нагнутое, иль виноградник,
шумящий в ущелье, и путь неизвестный над пропастью…
выстрел нежданный, и страх после выстрела;
враг ли коварный, иль просто охотник...
всё, всё в этом крае прекрасно
…»


М.Ю. Лермонтов

В Вольской картинной галерее открылась выставка из книжного фонда Радищевского музея. Представленное редкое иллюстрированное издание «Живописный Кавказ» познакомит зрителей с культурой и бытом кавказского народа первой половины XIX века. Альбом, выпущенный в парижской типографии братьев Плон, содержит великолепные виды Азербайджана, Армении, Грузии, Дагестана и Чечни, жанровые и батальные сцены, которые были созданы замечательным русским художником Григорием Гагариным в период его жизни на Кавказе.

Григорий Григорьевич Гагарин (1810-1893), потомок старинного княжеского рода, государственный и военный деятель в течение долгой жизни был тесно связан с искусством и литературой. С детских лет он встречался с известными русскими писателями и художниками-пенсионерами, посещавшими заграничный дом его отца, российского дипломата, покровителя искусств князя Г.И. Гагарина (1782-1837). В Италии молодой князь подружился с великим живописцем Карлом Брюлловым, учился у него рисованию на совместных пленэрах. Образование за границей, частые путешествия по Европе, знакомство с новыми течениями в западной литературе и искусстве того времени, расширили художественный кругозор начинающего рисовальщика и акварелиста.

Вернувшись в 1832 году на родину, в Санкт-Петербург, князь Г.Г. Гагарин продолжил начатую за границей дипломатическую карьеру, работая в Министерстве иностранных дел. Он был благосклонно принят в литературное общество России, познакомился с А.С. Пушкиным и с увлечением иллюстрировал его произведения.

В начале 40-х годов XIX столетия молодой аристократ поступил на военную службу. Во время выполнения военно-дипломатической миссии на Кавказе участвовал в походах и научных экспедициях в качестве рисовальщика, скрупулезно зарисовывая в путевом альбоме красивые горные пейзажи и яркие типажи местных жителей. В это время Гагарин общался с М.Ю. Лермонтовым, отбывавшим ссылку в тех краях. Результатом встреч этих двух художников-любителей, стали их совместные графические работы.

В «кавказский период» наиболее ярко проявился многогранный талант рисовальщика, акварелиста, декоратора и архитектора Гагарина. За годы жизни в Тифлисе (1848-1854) художник многое сделал для сохранения его национальной культуры. Он подготовил проект нового театра, отреставрировал множество старинных фресок в заброшенных армянских и грузинских храмах и монастырях, и запечатлел их в рисунках. Изображения старинных памятников архитектуры, видовые и жанровые рисунки составили основу иллюстрированного издания «Живописный Кавказ».

Иллюстрации с рисунков и акварелей Гагарина для «Живописного Кавказа» были исполнены в модной в то время технике литографии талантливыми французскими мастерами, такими как Эжен Сисери (1813-1890), Адольф Жан-Батист Байо (1810-?), Эжен Леру (1807-1863), Жан-Жозеф Бонавантюр Лоран (1801-1890). Литографии и хромолитографии печатались небольшими сериями в течение десяти лет (1847-1857) в Париже при непосредственном участии автора рисунков, в литографической мастерской Жана-Мари Лемерсье, известной своими новыми технологиями. Из 48 задуманных, вышло в свет 20 выпусков по 4 литографии в каждом.

Замечательные графические работы, исполненные в жанре живописных путешествий, позволяют представить Кавказ первой трети XIX века таким, каким его увидели и запечатлели в своих произведениях А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и другие русские писатели, современники художника.

Пушкинские строки с красочными эпитетами и метафорами: «мчится Арагва в тенистых брегах…», «Терек играет в свирепом веселье» или «Мгновенный переход от грозного Кавказа и миловидной Грузии восхитителен» могут служить комментариями к многочисленным пейзажам, вошедшим в альбом «Живописный Кавказ».

В рисунке «Базарная площадь в Тифлисе» также отражены впечатления Пушкина, описавшего старый Тифлис: «…по узким и кривым улицам бежали ослы с перекидными корзинами; арбы, запряженные волами, перегораживали дорогу…» («Путешествие в Арзрум во время похода 1829 г.»).

В военно-бытовой сцене «Переход через Сулак в Ахатли», рассказывающей о Чиркеевском походе, участником которого был Гагарин, частично использована композиция совместного с Лермонтовым рисунка «Битва при Валерике». Рисунок рождает в памяти философские строки поэта из его стихотворения «Валерик».

Женские образы, созданные Гагариным в рисунках и акварелях, напоминают многих персонажей литературных произведений великих писателей, так, например, рисунок «Шемаханская баядерка из Ширвана» ассоциируется с шемаханской царицей из пушкинской «Сказки о золотом петушке».

Вошедшие в альбом жанровые сцены: танцы изящных грузинок на плоских крышах домов или азербайджанских баядерок, работы виноградарей в Кахетии, многолюдные базары знакомят с национальной культурой и традициями кавказских народов. Эпизоды кавказской войны, виды городов со старинными названиями: Апшерон, Ширван, Тифлис (Тбилиси), Эривани (Ереван), – едва ли не единственные изображения ушедшей эпохи. Все эти зрелищные картины, представляющие собой своеобразную историческую хронику, стали ценным и достоверным свидетельством жизни Кавказа первой половины XIX века.

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений