Автор:  Савицкая Татьяна Евгеньевна - заведующий отделом

  • Адам Браун «Обольститель». 1783

Все материалы рубрики

«Искусствовед рассказывает...»

Современному зрителю сюжеты многих произведений старых мастеров понять непросто. Такой загадкой является картина «Обольститель» австрийского художника Адама Брауна (1748-1827). На первый взгляд, все кажется предельно ясным. Изображена сцена обольщения – старик соблазняет молодую прелестную девушку. Выразителен диалог жестов: мужчина показывает на груду золотых монет, девушка отказывается. Однако ряд деталей говорит о другом. Так, дверца клетки с птицей, символизирующей женскую честь, уже открыта. Рядом с грудой монет – золотой шлем. Скульптурный декор на шлеме подтверждает победу порока - дьявол, восседающей на львице, которая олицетворяет сладострастие, и торжествующая ведьма с лентой триумфа. Шлем надевается задом наперед, что еще более подчеркивает ненормальность, «перевернутость» ситуации. Внизу, на барельефе изображен мотив детской вакханалии, традиционно символизирующей разврат и похоть.

Картины с сюжетами, имеющими эротический оттенок - любовные игры, сцены обольщения, привлекали зрителей всегда. Поэтому их очень любили изображать художники во все времена. Но кажется удивительным, как они могли «пройти» строгую церковную цензуру? Тем более удивительно, что такие жанровые сценки стали изображать голландские мастера XVII столетия. А ведь Голландия - страна протестантского вероисповедания, строгих нравов. Оказывается, все далеко не просто! Подобные изображения должны были вовсе не развлекать, а служить назиданием. Их назначение - предупреждать невинных девушек о подстерегающей их опасности. Так что художникам удавалось таким образом поймать двух зайцев – угодить клиентам, охотно покупающим картины с такими сюжетами, да еще и совершить благое дело. В наше время совместить то и другое, прямо скажем, художникам удается редко.

Адам Браун, обращаясь к голландскому искусству прошлых эпох, выбирает только те сюжеты, которые созвучны его времени – «галантному» XVIII веку. Картина привлекает не только сюжетом, но и мастерством исполнения. Адам Браун был известным реставратором картин . Он тщательно изучил стиль и живописную технику старых голландских мастеров. Создавая свои собственные произведения, он словно соревнуется с ними в виртуозности. Картина написана на медной пластине – основе, которая очень трудно «связывается» с живописным слоем, однако художнику удается справиться с этой сложной задачей. Он сумел передать нежность девической кожи, мягкость и пушистость меха, особенности игры света - и на мягком бархате, и жестком шелке, и на каждой мельчайшей детали изображения.

Элегантный стиль Адама Брауна высоко ценили современники. Среди его почитателей был русский посол в Вене князь Дмитрий Михайлович Голицын (1721–1793), один из самых знаменитых русских коллекционеров. Он часто посещал мастерскую А. Брауна и приобретал для своего собрания «свеженаписанные» работы. Так в его коллекции оказался «Обольститель», созданный Брауном в 1783 году. Собрание Дмитрия Михайловича стало важной частью основанного его наследниками Голицынского музея. Но князья Голицыны были не только любителями и знатоками искусства, своим главным общественным долгом они считали благотворительность. На средства, завещанные Дмитрием Михайловичем, в 1802 году в Москве была открыта бесплатная городская больница. Ее содержание требовало значительных средств, и в 1885 голу коллекция картин, с любовью собранная многими поколениями княжеского рода Голицыных, была продана Императорскому Эрмитажу. А в1887 году, по распоряжению императора Александра III, эта «изящная штучка» была подарена Радищевскому музею. 


Комментарии: 2
0
Ольга
Спасибо, благодаря рассказу пришлось пристальнее всмотреться, захотелось поближе познакомиться с творчеством художника.
Имя Цитировать 0
0
radmuseumart@radmuseumart.ru
Ольга, Благодарим Вас за отзыв. Приглашаем посетить новый проект на сайте "Искусствовед рассказывает..." http://radmuseumart.ru/projects/401/, где наши специалисты будут публиковать интересные материалы о произведениях музейного собрания. Также приглашаем Вас в залы Радищевского музея, где Вы раскроете ещё больше тайн и загадок мирового искусства.
Пресс-служба Радищевского музея
Имя Цитировать 0
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений