Круглый стол «Ощущая пространство и время. Музейные программы для слепых и слабовидящих». Впечатления участника

Государственный Эрмитаж в конце января 2016 года в помещении нового корпуса своего Реставрационно-хранительского центра в пятый раз собрал коллег - музейщиков на круглый стол «Ощущая пространство и время. Музейные программы для слепых и слабовидящих». Проведение подобных Круглых столов стало доброй традицией для Эрмитажа с появлением в 2006 году программы «Прошлое на кончиках пальцев» - цикла музейных занятий для незрячих детей.

Проведение «Круглого стола-2016» было приурочено к двум важным памятным датам. Ровно 10 лет назад 19 января 2006 года состоялось первое занятие в археологическом классе по программе «Прошлое на кончиках пальцев». 19 января - день рождения Владимира Юрьевича Матвеева, заместителя директора Эрмитажа и инициатора программы, чьё доброе сердце без малого 10 лет согревало всех без исключения, взрослых и детей, вовлечённых в проект «Прошлое на кончиках пальцев». Этот круглый стол оказался наиболее представительным — более 100 человек собрались поделиться своим опытом работы. Не только столицы, но и большинство регионов страны было представлено музеями различного профиля, историко-культурными заповедниками, архитектурно-дворцовыми комплексами и просто библиотеками для слепых, в которых тоже ведется большая работа по приобщению инвалидов по зрению к истории нашей культуры.

Например, проект «Живопись слепых» организованный екатеринбургским художником Борисом Хохановым и искусствоведом Алексеем Филатовым, потерявшим зрение, был отмечен в акции МИДа Германии «Вместе к единству». По замыслу авторов проекта во время перформансов инвалиды и зрячие, которым завязывают глаза, наливают акриловую краску на специально подготовленные холсты (некоторые работают с полотном тактильно, смешивая краски на поверхности руками). Через 12-18 часов краски высыхают и зрячий и незрячий художники ищут в них интересные образы; шершавые, неоднородные красочные пятна зрителям разрешается трогать — из-за чего картины становятся ещё притягательнее. Практика показала, что именно у слепых образы получаются ярче — они как будто чувствуют цвета краски и знают какую форму нужно создать.

От Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева в круглом столе принимала участие Гусева Галина Борисовна, представлявшая программу «Лепим и рисуем с помощью пластилина». Эта программа призвана сформировать представление незрячего ребенка о художественном изображении, расширить и обогатить его представление об окружающем мире. Пластилин в работе с детьми незаменимый материал: с его помощью дети учатся выражать свои эмоции, развивают мелкую моторику, а также воображение и фантазию, что помогает стать творческим человеком, подходить творчески к любому делу. Недаром великий Эйнштейн с юмором сказал: «Воображение важнее знаний». На фото показано одно из занятий, где дети с помощью пластилина изображают на доске гжельские узоры. Для того, чтобы изобразить фрагменты узоров известных народных промыслов, надо хорошо представлять себе их, а не просто прослушать их историю. После воплощения узоров промыслов хохломы, гжели, жостова и др. в другом материале ребенок никогда не спутает хохломской узор с гжельским, даже незрячий.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений