Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Художник Людмила Кузнецова – Бурлюк. Провинциальные истории выпускников петербургской Академии художеств.

К выставке «Русский авангард: столицы и провинция».

История искусства - это не последовательно и
логично разворачивающаяся лента, а многогранная
призма, вращающаяся вокруг своей оси и показывающая
человечеству то одну, то другую сторону 

(Д.Д. Бурлюк)

Насыщенная и яркая подборка произведений мастеров объединения «Бубновый валет» в рамках выставки «Русский авангард: столицы и провинция» в Радищевском музее передает атмосферу поиска новых форм развития русской художественной культуры 1910-1920-х годов в творчестве художников Серебряного века – Ильи Машкова, Натальи Гончаровой, Петра Кончаловского, Роберта Фалька, Александра Куприна, Александра Лентулова, Давида Бурлюка. В концепции выставки акцентирован период развития творчества художников саратовской школы. Но есть страницы истории иного характера, провинциальные, связанные с творчеством выпускников петербургской Академии художеств. Cаратовцам представлена живописная работа Д.Д. Бурлюка - «отца российского футуризма» - «Женский портрет» из постоянной экспозиции Вольского краеведческого музея. Вызывают интерес документальные свидетельства указанного периода, в частности, НОВЕЛЛЫ Д. Бурлюка, издание Марии Никифоровны Бурлюк,1929. Нью-Йорк, эксклюзивный сборник автографов поэтов и художников начала ХХ века. «Женский портрет» написан Д. Бурлюком в 1910-е годы. Центр композиции — внушительная фигура полуобнаженной женщины с гладким черепом и объемно–выпуклыми серьгами, сформированными цветом и полусферическим поднятием фактуры холста».

"Прозвали нас "Братьями Бурлюками", - вспоминал Давид Бурлюк, - хотя с нами выставляла и сестра Людмила до выхода ее замуж за Василия Васильевича Кузнецова".

· Петербург…

В коллекции заслуженного деятеля искусств РСФСР, ученика И.Е. Репина, художника Исаака Израилевича Бродского (1883—1939), посвященной наследию русских мастеров живописи и графики начала ХХ века, создателя одного из первых частных музеев, расположенного в самом сердце Петербурга, на площади Искусств, значится "Портрет Людмилы Бурлюк", 1906. Людмила Давидовна Бурлюк (1884-1968), известная как живописец и график в первом десятилетии ХХ века в Петербурге, Одессе, Харькове, Киеве получила художественное образование в Высшем училище живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ в Петербурге (1903-1907). Она была участницей многочисленных выставок, писала пейзажи, портреты, натюрморты, прошла через увлечение импрессионизмом. В 1907 году она вышла замуж за скульптора Василия Васильевича Кузнецова.

Связь Людмилы Давидовны Кузнецовой - Бурлюк с Саратовом отражена в ее автобиографии: "Выбираем Арказан Саратовской области", (*) - так пишет в своих воспоминаниях, опубликованных в 2006 году в историко-краеведческом сборнике "Невский архив». Спасаясь от трудностей революционного Петрограда, имея четырех сыновей, продав практически всю мебель и предметы быта, семья Кузнецовой-Бурлюк приезжает в Аркадак. Название «Арказан» в биографии Людмилы Давидовны, возможно, опечатка, долгое время смущавшая исследователей и биографов ее творчества.

Муж Людмилы Бурлюк — петербургский скульптор, мастер монументально-декоративной скульптуры Василий Васильевич Кузнецов (1881—1923). Известно, что к 1907 году ему выделяют мастерскую при Академии художеств. В 1910 году архитектор В.А.Щуко привлек его к оформлению русских павильонов для Международных выставок в Турине и Риме. Скульптор В. В. Кузнецов работал совместно с такими архитекторами, как Щуко, Фомин, Щусев, Белобородов, Мунц, Овсянников, Нахман, был другом А. М. Ремизова, архитектора Лидваля, участвовал в широкомасштабных конкурсах.

К примеру, среди многочисленных свидетельств архитектурно-фасадных работ столичного скульптора Василия Кузнецова называют городской Училищный дом имени Петра Великого. Построенный в 1909 – 1911 годах (арх. Александр Дмитриев), он и поныне числится памятником архитектуры. Дмитриев создал барочный облик здания, где его трехчетвертные колонны напомнили о зрелом растреллиевском стиле. В том же духе выдержано пластическое убранство фасадов (картуш с бюстом Петра, группа на фронтоне), выполненное по эскизам Альберта Бенуа скульптором Василием Кузнецовым, а также отделка парадных интерьеров дома. Училищный дом Петра Великого, НВМУ (Нахимовское военно-морское училище) и стоящий рядом «на вечном приколе» крейсер «Аврора», (который, еще до того как стать революционным музеем, долгое время служил учебным судном нахимовцев) многие годы для горожан и для всей страны были символом «родовой вотчины» ВМФ.

В работах Василия Васильевича Кузнецова до совершенства доведён синтез двух искусств - архитектуры и скульптуры. В числе его знаменитых работ - горельефы Азовско-Донского банка, фасад которого в 1912 году был удостоен золотой медали от Комиссии по премированию лучших фасадов Петербурга. Левая часть здания на уровне 1-3 этажей отмечена мощным 6-колонным портиком, фасады украшены барельефами. Компоновать эскизы ему помогает Людмила Давидовна. Она же делает рисунок в натуральную величину медальонов. Они потом многое делали вместе. Людмила Давидовна уже привыкла быть "на подхвате" у своих братьев, Николая и Давида, работая, как живописец.

В 1912 году Василий Кузнецов становится членом общества «Мир искусства». Начавшаяся мировая война положила конец существованию процветающего архитектурно-строительного бизнеса в Петербурге. В.В. Кузнецов в 1914 году принимает предложение Е.Е. Лансере возглавить скульптурную мастерскую Императорского фарфорового завода, в качестве заведующего скульптурного отделения. Этот путь совпал с возрождением Государственного, бывшего Императорского, фарфорового завода (ИФЗ). «Здесь он выполняет такие работы как: Тритоны. Чернильница, состоящая из собственно черниль­ницы, дна тритона, один зрелых лет, другой молодой парень, тащат раковину, оба смеются — прекрасно сделанные торсы. Два другие три­тона, один из них тащит раковину, а другой тоже дует в раковину. Конек Горбунок. Барельефы на вазах. Шкатулка в стиле Ренессанс. Кружки с масками. Кузнецова заинтересовала древнерусская тематика: двенадцать месяцев года. Фигуры, олицетво­ряющие месяцы года. Январь в виде старухи, льющей на сложу из кув­шина воду, у нее на поясе атрибуты колдуньи: нож, зеркальце, гребень. Март — юноша, тоже льющий воду, лицо удивленное, вода не льется, у ног овечка». На выставке «Мир искусства» в 1916 году особое поощрение получили бюсты И.В. Качалова и Л.В. Собинова, исполненные Василием Кузнецовым.

Творческий путь Василия Кузнецова после Октябрьского переворота связан с началом развития революционной символики в Агитационном фарфоре. Скульптором, создавшим хронику первых лет советской власти, считают Наталию Данько. Имя этого мастера часто связывают с ее наставником и учителем Василием Васильевичем Кузнецовым. Герои ее произведений это люди самых разных социальных слоев, занятий и профессий: матросы, партизаны, работницы, известные деятели искусства.

· Саратов …

Известно, что первые изделия с лозунгами и революционной символикой появились осенью 1918 года. Агитационный фарфор, небольшая его часть представлена на выставке «Русский авангард: столицы и провинция», создавали лучшие художники того времени – С.Чехонин и К. Петров – Водкин, М.Добужинский и Г. Нарбутов, В. Кузнецов и Н. Данько, Н.Альтман и В. Белкин, А.Щекотихина-Потоцкая и М.Лебедева и многие, многие другие.

В 2014 году в дар библиотеке Радищевского музея был подарен автором Т.Л. Астраханцевой Альбом «Русская керамическая скульптура в творчестве художников серебряного века». М. «Союз Дизайн». 2014. Это научная монография посвящена искусству русской керамической скульптуры 1900-1910г.г., времени, когда благодаря выдающимся русским художникам отечественная керамика вошла в круг «высокой культуры» Серебряного века. Среди представленных в Альбоме изображений из обширного наследия «Мира искусства» особое место занимают работы мастеров, стоявших у истоков советского периода: Е. Лансере, В.Кузнецова, Н. Данько.

В канун 130-летия фонд Радищевского музея пополнился живописным произведением Людмилы Давидовны Кузнецовой-Бурлюк:Портрет О.А. Гордеевой.1946. Холст, масло 117х77. В правом нижнем углу черным в две строки – подпись автора «Кузнецова-Бурлюк» и дата «IХ-Х-46 г.».

Удалось установить, автор портрета – жена петербургского скульптора Василия Васильевича Кузнецова, о творчестве которого упомянуто выше. Провинциальная история жизни семьи Кузнецовой – Бурлюк полна трагедий и преодолений невероятных испытаний силы духа. В своей биографии Людмила Давидовна отмечает, что в Аркадаке, муж, Василий Васильевич Кузнецов, продолжает работу с заказами от бывшего Императорского фарфорового завода, используя глину вблизи речки Аркадачки. Именно здесь он исполняет свои работы серии «ЗНАКИ ЗОДИАКА», (указанные в Альбоме Т.Л. Астраханцевой стр.166,195). Создает портреты: Портрет Льва Николаевича Толстого, гипс; Портрет Карла Маркса, гипс; Портреты семьи доктора Аркадакской больницы. Василий Кузнецов ушел из жизни в1923 году от тифа в Аркадаке Саратовской области. Недалеко от местной церкви находится могила В.В. Кузнецова.

Людмила Давидовна Кузнецова - Бурлюк с 1923 по 1956 годы жила в Саратове, занимаясь оформительскими работами, писала заказные портреты известных деятелей науки, культуры и искусства города. В этот период и был написан заказной портрет врача Ольги Александровны Гордеевой.

Из экспертного заключения специалистов Радищевского музея: «На портрете изображена Ольга Александровна Гордеева, заслуженный врач РФ, Почетный гражданин города Саратова, известный офтальмолог и коллекционер, даритель Радищевского музея». В 1970-м году от Гордеевой ОА по завещанию в музей поступила большая коллекция произведений декоративно-прикладного искусства. Коллекция, которую она собирала на протяжении многих лет, включает стекло, мебель, часы, а также фарфор практически всех знаменитых заводов Европы: Мейсенского, Берлинского, Севрского, Венского, Петербургского (Императорского). Эта коллекция во многом восполнила пробелы в музейном собрании, значительно обогатив его изделиями русских частных предприятий: Гарднера, Попова, Сафронова, Корниловых. Это - одно из крупных поступлений фарфора (около 400 предметов) в собрание музея.

Из описания портрета: «В реалистической манере дано изображение в рост, в 3/4 повороте влево, (лицо анфас), женщины средних лет с гладкой прической, сидящей в старинном массивном кресле с красной обивкой. Одета в длинное коричневое платье с рукавами по локоть. На груди орденская планка. На плечах длинная кружевная накидка бежеватого тона, приколотая спереди к платью крупной брошью с камеей...

… Портрет имеет репрезентативно-парадный характер. На портрете О.А. Гордеева изображена сидящей в кресле в интерьере своего дома, в окружении зеркал, фарфора, бронзы, старинной мебели. Портрет является профессиональным, высокотехнологичным произведением, представляющим для музея особый интерес, как авторское произведение Л.Д. Кузнецовой-Бурлюк и как ценнейший документ своего времени. Портрет имеет историко-культурную, художественную ценность и несомненное музейное значение».

Однако, этот портрет требует проведения реставрационных работ, по окончании которых, появится возможность широкого использования его в постоянной экспозиции музея и в разнообразных выставочных музейных проектах.

Литература:

  • «Петербургский скульптор В. В. Кузнецов», автор Е. В. Карпова, научный редактор В.В. Антонов. «Невский архив: Историко-краеведческий сборник». Вып. УП, СПб, «Лики России», 2006 г.
  • Т.Л. Астраханцева Альбом «Русская керамическая скульптура в творчестве художников серебряного века». М. «Союз Дизайн».2014.

Комментарии: 2
0
Александр
В архиве Фонда им. Давида Бурлюка хранятся рукописные материалы мемуаров Людмилы Давидовны Кузнецовой-Бурлюк, в т.ч. воспоминания под заглавием "Отъезд" о переезде художницы с детьми из голодного Петрограда в хлебное село Аркадак Саратовской губернии в 1918 году.
Имя Цитировать 0
0
Евгений
Александр, добрый день! Скажите, пожалуйста. где находится Фонд им. Давида Бурлюка? Спасибо.
Имя Цитировать 0
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры