Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Керамика Китая и Японии XVIII-XX веков из собрания Радищевского музея

Автор:  Ашиткова Алёна Юрьевна - заведующий отделом
Михайлова Людмила Михайловна - заведующий сектором

  • Керамика Китая и Японии XVIII-XX веков из собрания Радищевского музея
Дата мероприятия:  09.10.2015  —  06.12.2015
Открытие:  9 октября в 17 часов
Телефон:  (8452) 26-16-06, (8452) 26-28-55
Стоимость билета:  50 руб.
Время проведения:  9 октября – 6 декабря

Выставка «Керамика Китая и Японии XVIII-XX веков из собрания Радищевского музея» открывает цикл выставок, посвященных производству керамики в различных странах. На выставке будут экспонироваться около 130 предметов разнообразных форм: вазы и чаши, блюда и тарелки, чайники и чашечки, фигурки, выполненные из фарфора, фаянса, керамической массы, глины и декорированные в различных техниках. Основная часть предметов изготовлена китайскими и японскими мастерами для экспорта в Европу и Америку. Дополнят экспозицию фарфоровые и фаянсовые изделия европейских мастеров, которые черпали вдохновение в дальневосточной керамике.

Керамика известна с глубокой древности и, возможно, была первым рукотворным материалом. На протяжении нескольких тысячелетий человек совершенствовался в изготовлении изделий из глины, работая над качеством черепка и глазури.

Примерно в XV-VII веке в Китае был открыт секрет производства фарфора. А появление сине-голубой краски, которую завозили из Персии, а затем обнаружили и в самом Китае, совершило переворот в декорировании фарфоровых изделий. Подглазурная роспись кобальтом, получила широкое распространение в XIV-XVII веках и достигла своего расцвета во время правления императора Канси (1662-1722). Именно такие бело-синие изделия, приводившие в восхищение европейцев и ставшие предметом коллекционирования, может увидеть на выставке зритель.

Спрос на фарфор в начале правления династии Цин (конец XVII в.) быстро рос, что повлекло за собой увеличение вывоза этих изящных и хрупких изделий за границу. В XVIII веке были разработаны новые палитры для росписи фарфора: зеленое, черное и розовое «семейства». Китайские мастера использовали полихромные краски, наносившиеся поверх глазури. На выставке представлены предметы, расписанные в гамме «розового семейства». Основными мотивами такой росписи были изображения цветов, птиц, бабочек, которые комбинировались и создавали благопожелательные композиции.

В конце XVII-начале XVIII века становится популярной техника росписи, заимствованная у японских мастеров и получившая название «китайского имари». Изделия, расписанные подглазурным кобальтом и красной (железной) надглазурной краской и золотом, составившие конкуренцию японским, радуют глаз белизной черепка и деликатными красками.

На выставке можно увидеть предметы, которые в большом количестве экспортировались из Китая в Европу в XIX веке (с росписью в гамме «кантонского розового семейства», с росписью, имитирующей технику перегородчатой эмали, изделия, выполненные в технике «рисовые зерна» или «линглунг»).

История японского фарфора в отличие от китайского насчитывает всего 400 лет. Изначально японские мастера копировали китайские и корейские образцы. Но очень скоро они создали свой фарфор, который своеобразием форм и красотой декора завоевал популярность в Европе и Америке, а в дальнейшем создал конкуренцию китайскому фарфору. На выставке представлены замечательные образцы изделий Имари и Арита, расписанные в красно-синей гамме с добавлением позолоты, Кутани, декорированные разноцветными красками, Хирадо, выполненные из тончайшего белого фарфора, которые в Европе называли «яичной скорлупой». Фарфор в Японии до середины XIX века производился, в основном, для иностранного потребителя. Сами японцы предпочитали керамическую и лаковую посуду. Любителям керамики хорошо знакомы изделия типа Сацума, выполненные из светлой керамической массы и покрытые глазурью с мелкими трещинами-кракле, пестрой росписью и позолотой. Большая популярность сацумских изделий в Европе XIX века дала толчок производству предметов в этом стиле в других гончарных центрах Японии (Иокогама, Киото). Вазы и вазочки, чаши и чашки, чайники и чайницы, украшенные изображениями сражающихся самураев, божеств и раканов, прекрасных гейш, предназначались для экспорта на европейский и американский рынок.

С XVI века европейцы, страстно желая раскрыть секрет изготовления «белого золота» - фарфора, пытались создать нечто подобное. В XVII веке в Голландии, в городе Дельфте открываются мастерские по производству сине-белых фаянсовых изделий с росписью, повторяющей китайские образцы. Английские заводы в XVIII веке с успехом копируют синий «нанкинский» фарфор. Неослабевающий интерес к Китаю порождает в XVIII веке в рамках рококо стилевое направление «шинуазри» (от фр. сhinoiserie, дословно «китайщина»). Посуда, табакерки, вазы расписывались сюжетными «китайскими» композициями. Интересны и так называемые «китайские болванчики» — фигурки пожилого китайца, покачивающего головой.

Своеобразным обрамлением предметов керамики, создающим поэтическое настроение, служат изысканные японские гравюры на дереве (укиё-э) разнообразных жанров с изображением знаменитых самураев (муся-э), популярных актеров театра (якуся-э), красавиц (бидзин-га) и китайские народные картины (няньхуа).


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2024 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС:
410600 г. Саратов, Радищева, 39
АДРЕС ДЛЯ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ:
410012 г. Саратов, ул. Радищева, 41
+7 (8452) 26-28-55, +7 (8452) 26-16-06
E-MAIL: info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"