Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

«Австрийское искусство в собрании Радищевского музея». Виртуальная выставка

Автор:  Савицкая Татьяна Евгеньевна - заведующий отделом

«Австрийское искусство в собрании Радищевского музея» - новая виртуальная выставка на портале «Новости Радищевского музея».

Выставка «Австрийское искусство в собрании Радищевского музея» размещена в разделе «Коллекция» - «Европейское искусство» наряду с другими ресурсами, посвящёнными зарубежному искусству в собрании музея.

В каталоге представлены живописные произведения, рисунок и скульптура – всего 23 произведения.

Собрание австрийского искусства Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева разнообразно и интересно. В его составе живопись, рисунок, скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства. При открытии Радищевского музея произведения мастеров этой национальной школы не были представлены. Однако уже в 1887 году поступила первая картина австрийского художника – написанная на медной пластине жанровая сценка «Обольститель» венского мастера Адама Брауна (1748–1827). Эту работу у художника приобрел большой почитатель его таланта, русский посол в Вене князь Дмитрий Михайлович Голицын (1721–1793), один из самых знаменитых отечественных коллекционеров. Она находилась в составе собрания Голицинского музея, купленного Императорским Эрмитажем, а затем, по разрешению Александра III, была передана Радищевскому музею.

Музей поддерживали не только знаменитые коллекционеры, но и люди, о которых мы ничего не знаем, кроме имени, занесенного в инвентарь. Среди них – житель Саратова Михаил Николаевич Троицкий, подаривший музею второе произведение австрийской школы – пейзаж Эмиля Барбарини (1855–1930).

Комплектование этой части коллекции продолжалось практически на протяжении всей истории музея. Значительная часть экспонатов была передана в музей в 1920–1930-е годы, при перераспределении национализированных частных собраний. Таким образом, например, поступила вся коллекция венского фарфора. Последним, пополнившим этот раздел собрания экспонатом и, самым ранним, на данный момент, произведением австрийской школы является портрет Паула Эстерхази, датируемый XVII веком.

В собрании австрийской живописи – 12 картин, в хронологическом и стилистическом отношении, они показывают классику искусства, от XVII до конца XIX века. Эта часть коллекции также самая разнообразная тематически: представлены портреты, пейзажи, аллегорические и жанровые сцены. Особое место занимает «россика» – портреты русской знати, выполненные именитыми иностранными мастерами. Одним из них был приглашенный в Россию Екатериной II Иоганн Батист Лампи Старший, не только блестящий живописец, но и неподражаемый «придворный льстец». Именно за сочетание этих особенностей он ценился при всех европейских дворах. В Радищевском музее находятся три картины кисти И.Б. Лампи Старшего.

В составе графической части собрания – 8 рисунков XIX века. Все они выполнены профессиональными мастерами, выпускниками Венской Академии художеств. Среди них знаменитый австрийский художник этого времени – Ханс Маккарт (1840–1884), прозванный «королем художников». Почти все листы подписаны авторами, некоторые из них датированы. Представлены также рисунки Михая Зичи – венгерского художника, жившего в тот период, когда Венгрия входила в состав Австро-Венгерской империи. Он учился в Будапеште и Вене, затем долго работал в России.

Обе австрийские скульптуры – гипсовый портрет императора Иосифа II неизвестного мастера и деревянный горельеф «Суд Париса», отнесенный кругу Г.Р. Доннера, исполнены в XVIII cтолетии.

Раздел декоративно-прикладного искусства представлен, прежде всего, замечательными фарфоровыми изделиями. Все 18 предметов, среди которых блюда, тарелки, чашки, вазы, изготовлены на Венской фарфоровой мануфактуре – второй (после Мейсенской) в Европе. В них, как почти во всех изделиях XVIII века, подчеркивается естественный цвет самого материала. Цвет венского фарфора, в отличие от чисто-белого мейсенского, имеет, из-за особенностей местного каолина, легкий желтовато-сероватый оттенок. Большинство изделий украшено изящной надглазурной росписью, тон которой задает знаменитая «венская пурпурная красная».

Искусство Австрии стало восприниматься как особое художественное явление только в последние десятилетия XX века. Ранее работы австрийских мастеров даже не выделялись в отдельное направление, а рассматривались в контексте других национальных школ, чаще всего, немецкой. Это объясняется как географическим положением Австрии – в центре Европы, между севером и югом, так и ее историей, в ходе которой она являлась частью ряда многонациональных государств.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры