«Павел Кузнецов. Сны наяву». Выставка в Третьяковской галерее

В сентябре 2015 года в Государственной Третьяковской галерее открылась выставка, посвящённая творчеству Павла Варфоломеевича Кузнецова «Павел Кузнецов. Сны наяву».

В состав выставки вместе с произведениями собрания Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, частными собраниями вошли работы Саратовского государственного музея имени А.Н. Радищева: 28 живописных и 2 графических. Среди них: «Пагода» 1907 г., «Степь» середина 1910-х гг., «Весна в степи» 1911-1912 гг., «Бухарский натюрморт» 1913 г., «Футбол» 1931 г., «Портрет брата» 1937-1938 гг.

К открытию выставки был издан каталог, в составлении которого принимали участие сотрудники Дома-музея Павла Кузнецова, за что издатели выразили им благодарность.

На торжественном открытии выставки присутствовала заведующая Дома-музея Павла Кузнецова, филиала Радищевского музея О.Н. Бельская. В процессе делового общения Ольга Николаевна поделилась с коллегами опытом работы с творческим наследием Павла Кузнецова в Саратове.

В Радищевском музее большая персональная выставка П.В. Кузнецова «Павел Кузнецов – мастер XX века» проходила в 2003 году. Впервые на родине художника было собрано такое большое количество эталонных произведений, представляющих практически весь долгий и плодотворный путь одного из крупнейших мастеров живописи ХХ столетия — от знаменитой «киргизской сюиты» до подмосковных и прибалтийских пейзажей 1960-х годов. Зрители смогли увидеть подлинные шедевры художника из собраний Русского музея, Третьяковской галереи и музея имени А.Н. Радищева.

Павел Варфоломеевич Кузнецов (1878–1968) вошел в историю искусства как лидер второго периода русского живописного символизма, организатор выставок «Алая роза» и «Голубая роза», которыми открылся ХХ век. «В плеяде изумительных он был самым изумительным. Кузнецов был мечтателем, его друзья были забавниками. Он видел, они сочиняли. Он смотрел внутрь, они наружу» (А.Эфрос).

О выставке «Павел Кузнецов. Сны наяву» в Третьяковской галерее

«Выставка открывается работами, которыми Кузнецов «дебютировал» в истории русского искусства: картинами и графикой периода «Голубой розы». Значимые источники кузнецовского стиля — традиция искусства В.Э. Борисова-Мусатова и эстетика гобелена.

Во всех залах графические листы соседствуют с живописными работами. Символистскую живопись дополняют акварели, орнаментальная журнальная графика и эскизы декоративных панно; в «степном» зале показаны рисунки разных лет, созданные в поездках по киргизским степям, в том числе восемь небольших произведений, выполненных тушью, в которых гармонический мир кочевников представлен с помощью графических средств — линейного рисунка и «воздуха» чистого листа, т.е. рисунки и живопись выступают в ансамбле.

Графическое наследие Кузнецова обширно, и, хотя большую часть составляют натурные рисунки и наброски (тот постоянный труд художника, который редко находит место на выставках и который обычно считается черновым материалом), среди них есть прекрасные образцы графического искусства, когда двумя-тремя линиями или пятнами создается цельный выразительный образ.

Как и живопись, графика Кузнецова отличается пространственностью, «проницаемостью» изобразительной поверхности, композиция — ритмической точностью, а колорит — сиянием цвета. Художник создавал станковую графику, журнальные рисунки, книжные иллюстрации, используя технику акварели, карандашного рисунка, литографии».


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений