Ушел из жизни художник Дмитрий Дмитриевич Жилинский

  • Жилинский Д.Д. Групповой портрет студентов-скульпторов. 1964

29 июля ушел из жизни замечательный художник Дмитрий Дмитриевич Жилинский. Он принадлежал поколению мастеров, которые прокладывали новые пути в искусстве 1960-х годов. Однако, в отличие от большинства "шестидесятников", он не стремился ни к мифологизации событий советского революционного прошлого, ни к воплощению романтики трудовых будней. Внимательно всматриваясь в окружающих, прежде всего близких людей, художник пытался понять и воплотить в своих полотнах волновавшие их духовные проблемы. Его персонажи привлекают не трудовым энтузиазмом, но способностью мыслить, углубленной сосредоточенностью на серьезных вопросах бытия.

Произведения Дмитрия Жилинского и по стилистике значительно отличаются от работ художников "сурового стиля". В поисках средств обновления языка живописи он обращался не к опыту советских мастеров 1920-х годов, но к более отдаленным традициям отечественного и мирового искусства. Нравственным и стилистическим камертоном стали для него работы древнерусских иконописцев и великих итальянцев эпохи Возрождения – Джотто, Паоло Учелло, Пьеро делла Франческо. Он стремился синтезировать приемы средневековой и ренессансной стилистики с высокой живописной культурой, воспринятой в годы учебы в Институте имени В.И. Сурикова у замечательных педагогов Н.М. Чернышева, П.Д. Корина, А.М. Грицая. Огромную роль в формировании творческих принципов Дмитрия Жилинского сыграло и общение с корифеями отечественного искусства И.С. Ефимовым и В.А. Фаворским. При этом живописец избежал прямых влияний, подчинения каким-либо авторитетам, сумел выработать собственный яркий и узнаваемый почерк.

Хранящийся в Радищевском музее "Групповой портрет студентов-скульпторов", написанный в 1964 году, является одним из самых значительных произведений в творчестве Жилинского – и в музейном собрании живописи советского периода. На портрете художник изобразил своего друга, известного скульптора Андрея Древина в окружении учеников в интерьере мастерской. На первый взгляд может показаться, что перед нами самый обычный рабочий момент, – программная постановка обнаженной натуры, которую в процессе учебы осваивает каждый студент скульптурной мастерской. Однако художник решал задачу гораздо более глубокую. Для него рядовой учебный эпизод стал поводом для размышлений о смысле искусства и таинстве творчества, превратился в попытку запечатлеть внутреннюю, сокровенную работу духа.

Весной 2009 года в Радищевском музее с большим успехом проходила персональная выставка Дмитрия Дмитриевича. Художник приезжал на открытие и несколько дней гостил в Саратове, общался с сотрудниками музея, много рассказывал о своей жизни и творческих принципах, о любимых учителях и коллегах. У нас остались самые теплые воспоминания о встречах с этим в высшей степени интеллигентным человеком, с настоящим Мастером искусства.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений