Выставочный проект «Арт-код»
В Радищевском музее состоится открытие масштабного выставочного проекта «Арт-код», включающего произведения Андрея Щербакова (Саратов), Сергея Гавина (Москва), Матвея Щербакова (Москва). Событие приурочено к 60-летию Андрея Щербакова.
Каждый из авторов представлен избранными произведениями разных лет, составившими основу уникального творческого почерка. Экспозиция выставки выстраивается по принципу синтеза искусств: в неё вошли скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство (гобелен, вышивка, батик) из собрания Радищевского музея, Саратовского областного музея краеведения, мастерских художников, а также из частной коллекции Е.А. Шутко (Москва).
В своих произведениях авторы обращаются к разным культурным кодам, исследуя вечные темы искусства (античные сюжеты, красота мира, проблемы человеческого бытия), и создают мощные по силе эмоционального напряжения и мастерству содержательные образы.
В творчестве скульптора Андрея Щербакова, заслуженного художника РФ, академика Российской академии художеств, органично переплетается наследие академических традиций и художественного опыта XX столетия. Его произведения символичны, подчас экспрессивны и полны философских подтекстов. Виртуозно владея формой, используя приёмы деформации и геометрической стилизации, автор придаёт скульптуре динамику движущихся масс («Саломея» (2000), «Сотворение» (2006), «Полёт с ангелом» (2018)). Он также уделяет внимание камерным формам, воплощая в них образы вечной женственности, красоту и гармонию человеческого тела («Японка» (2003), «Превращение» (2012)). Его произведения отличаются плавностью линий и даже мягкостью пластических решений, что позволяет сохранить естественность и привлекательность натуры («Ребро Адама» (2004), «Равновесие», 2005). Переосмысление образов древнегреческих героев автор продолжает и в графических работах 2010-х годов («Елена Троянская» (2012), «Леда» (2012), «Ждущая Икара» (2015)), прибегая к изящной, но точной линии.
Особое место в экспозиции занимает скульптурная модель памятника Алексею Петровичу Боголюбову, выполненная в реалистической манере. Представление на выставке этого экспоната связано со знаменательным событием: в год празднования 140-летия с момента открытия Радищевского музея, Андрей Щербаков стал автором монумента его основателю А.П. Боголюбову, который будет расположен в городском пространстве рядом с музеем.
Произведения Андрея Щербакова из серии «Вышитый проект» (при участии Натальи Щербаковой, Виталия Феофанова, (1996–2004)) выполнены в старинной технике лицевого шитья «в раскол». Многофигурные композиции, в которых возникает образ Георгия Победоносца, Архангелов, Мирового древа, зооморфные орнаменты, очень гармоничны по композиции и колориту и стремятся к декоративности архаических культур.
Заслуженный художник РФ, академик Российской академии художеств, Сергей Гавин представляет на выставке монументальные произведения, выполненные в технике авторского гобеленового ткачества. В них он обращается к теме музыки (пространственная композиция «Музыка» (2019–2020), посвященная Людвигу ван Бетховену («Гений», «Лунная соната»)), к ушедшим эпохам («Острова» (2001), «Призраки Большого дворца» (2021)), к теме космизма («Чистое небо» (2012), «Поле и небо» (2014)). Основу художественного почерка автора составляет ряд приёмов. Художник часто использует синий цвет в сочетании с охристым, золотистым, за счёт чего достигается эффект сияния, вибрации поверхности. Ещё один характерный приём – вплетение фигуративного образа в абстрактную поверхность полотна. Кроме того, для экспонирования работ он использует необычные решения: располагая гобелены в пространстве особым образом, он превращает тканные плоскости в объёмные, трёхмерные композиции.
Также в экспозицию вошли его графические работы. Среди пастелей и гуашей, словно источающих аромат благодаря насыщенной цветовой палитре («Большой букет» (2023), «Аромат белых лилий» (2015)), особняком стоят пастели к гобеленам («Призраки Большого дворца» (2021), «Фуга» (2015)). В монохромных рисунках из серии «Мой райский сад» (2018–2019), где светлая поверхность листа играет особую роль в композиционных построениях, высокие травы, тенистые кущи, таинственные уголки сада сливаются воедино и выражают одновременно умиротворение и торжество жизни.
Третий участник проекта – Матвей Щербаков, выпускник Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица, известной мощными традициями в художественном образовании и опорой на каноны классического искусства. При этом, художественный метод молодого автора демонстрирует современный, даже новаторский подход к искусству гобелена: метафоричные работы Pandora (2021), Icarus Wings (2021) представляют собой инсталляции, в которых гобелены становятся частью интерактивных конструкций, близких по стилистике к минимализму.
В живописных произведениях в полной мере раскрываются модернистские искания автора: «Портал» (2018), «Революционный красный» (2019), «Художник и муза» (2020) свидетельствуют об увлечённости художника способами построения пространства в духе кубизма. В целом в своих произведениях художник тяготеет к жизнеутверждающим образам: даже в минорных по колориту батиках («Одиночество» (2015), «Прогулка» (2015)) человека сопровождает верный пёс и он не остаётся одинок.
Выставка «Арт-код» демонстрирует уникальное художественное виденье авторов и вместе с тем является целостным проектом, где грани творчества художников созвучны друг другу.
Наталья Курилова, Екатерина Телятова,
кураторы проекта
СГХМ имени А.Н. Радищева





 280х250х100.jpg)



































