"Четыре квадрата" К.С. Малевича из Радищевского музея на масштабной выставке русского авангарда в Монако

11 июля 2015 года в Монако состоялось торжественное открытие выставки «От Шагала до Малевича: революция авангарда». В залах главного культурного центра княжества - Форума Гримальди представили 150 произведений русских художников начала ХХ века из музейных собраний и частных коллекций России и европейских стран. В международном проекте наряду с Русским музеем, Третьяковской галереей и Государственным музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина участвуют региональные музеи. Работы русских авангардистов привезли из Перми, Саратова, Нижнего Тагила, Екатеринбурга, Астрахани, Нижнего Новгорода, Краснодара, Слободского (Кировская обл.), Тулы и Ростова.
Восприятию признанных и ранее неизвестных европейскому зрителю произведений немало способствует прекрасно выстроенное выставочное пространство. В анфиладе залов, идущих по внешнему контуру большого восьмиугольника, показаны творческие искания новаторов во всем богатстве стремительно рождавшихся в начале ХХ века направлений – неопримитивизм, лучизм, кубофутуризм и другие. Они окружают центральную часть экспозиции в форме креста, где размещены произведения абстрактного искусства, в том числе и «Четыре квадрата» (1915) Казимира Малевича из собрания Саратовского Радищевского музея.
В революционные реалии времени зрителя погружают кадры старой кинопленки и подробные экспликации на нескольких языках, в том числе, и на русском.
Каждый желающий может составить собственную выставку на интерактивном столе, который помещен в отдельном зале. А потом сфотографироваться на фоне полюбившихся произведений, которые проецируются на стену. Галерея фотографий на странице Гримальди Форума на Фейсбуке свидетельствует о необычайно радостном восприятии публикой авангардного искусства (www.facebook.com/GrimaldiForumMyTouchGallery).
Общеизвестно широкое присутствие русской культуры на Лазурном берегу. Достаточно вспомнить о «Русском балете Монте-Карло», ведущем свое начало от Сергея Дягилева. Особенно оно чувствуется сейчас, когда город пестрит афишами выставок, концертов и других событий в рамках года культуры России в Монако. Несколько ниточек связывает Монте-Карло непосредственно с Саратовом. На улице Орхидей несколько лет жил художник Николай Михайлович Гущин (1888–1965), после Великой Отечественной войны оказавшийся в нашем городе. Своей личностью и творчеством повлиял на многих саратовских художников и развитие их художественных устремлений.
В постоянной экспозиции Радищевского музея находится скульптурная группа «Несение креста» нидерландского мастера первой половины XVI века, купленная основателем нашего музея на выигранные деньги в местном казино. Живший по преимуществу во Франции А.П. Боголюбов в своих «Записках моряка-художника» восторгался красотами Монте-Карло: «Подъезжая к этому «Эльдорадо», вы ещё ничего не видите, кроме прекрасных скал, моря и контуров холма Монако. Но взойдя на террасу, окаймлённую пальмами, вы вдруг видите беспредельное голубое Средиземное море во всём его величии. У ног ваших всюду тянется предместье Кондамине с голубым пирсом, а направо и налево превосходные горы, скалы, прорезанные железной дорогой… Но вот вы входите в храм игорного счастья и несчастья, но не думайте, что игра здесь обязательна…. Прекрасный оркестр услаждает вас два раза в день, а вечером к услугам вашим театр с солистами, как Патти, или актрисами Комеди Франсез и других театров. Но так как человек слаб, его влечёт в залы, где золото и серебро двигается лопатками, где дым столбом от пыли и жаркого дыхания и где субъекты со всех концов мира предаются бурной игорной страсти. Тут кишат красавицы всех народностей, старухи и молодые, мужчины всех возрастов…
Зная мою натуру, я ехал сюда с определённою суммой денег, которую уже не считал своей, а потому брал билет туда и обратно, прямо шёл в Отель де Пари, где к семи часам заказывал обед, деньги платил вперёд, даже не забывая и гарсона, и тогда с лёгким сердцем шёл испытывать своё счастье. По принципу я никогда не заигрывался, а потому и был покоен насчёт будущего. Раз как-то мне точно повезло - я выиграл 2000 франков, что со мною никогда не бывало. Отойдя от рулетки, я пошёл подышать воздухом… Вышел, наткнулся на антиквара. Здесь меня увлекла старая деревяшка - фрагмент истязания Христа эпохи Альберта Дюрера. Я её купил, взял ещё майолику испанскую и кокосовый колас».

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений