Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

«Ступени». Выставка живописи Юрия Лаврентьева

Автор:  Беляева Галина Анатольевна

  • Лаврентьев Ю.В. "Шествие"
Дата мероприятия:  18.06.2015  —  16.08.2015
Открытие:  18 июня в 17.00
Телефон:  (8452) 26-16-06
Стоимость билета:  Общий билет на 3 выставки в корпусе - 250 руб.
  
В состав выставки включены живописные произведения из мастерской художника, из коллекции Радищевского музея и частных собраний, созданные в течение нескольких десятилетий, начиная со второй половины 1980-х годов и до сегодняшнего дня. Разные этапы творческой эволюции мастера показаны с разной степенью полноты и, тем не менее, иногда даже по немногим ярким и характерным работам, можно представить, каковы были пристрастия и приоритеты автора в тот или иной период.
Десятилетие после окончания художественного училища стало для Юрия Лаврентьева временем совершенствования профессиональных навыков и активных поисков своего творческого почерка. Трогательный портрет сына Илюши (1986), являющийся вершиной целой серии портретных зарисовок, выдает увлечение искусством художников-семидесятников, многие из которых, в свою очередь, были увлечены освоением языков живописи эпохи Возрождения. Написанная год спустя композиция «У реки» (1987) свидетельствует о стремлении овладеть приемами мастеров «сурового стиля»: темный колорит, обобщенные примитивизированные формы напоминают произведения Николая Андронова и Андрея Васнецова.
В начале 1990-х годов Юрий находит уже собственную оригинальную стилистику, в основе которой лежит синтез образных и пластических средств живописи самых разных эпох – от древнерусской иконописи до символизма и авангарда начала ХХ века, и в которой он работает до сих пор. Если воспользоваться категориями, предложенными когда-то искусствоведом Львом Мочаловым, художник отказывается от «образов восприятия», фиксирующих явления физической реальности, в пользу «образов представления», порождаемых свободной игрой творческого воображения. В такого рода образах чаще всего отражаются не мимолетные впечатления повседневности, но размышления о «вечных» проблемах человеческого бытия. Для Юрия Лаврентьева особенно актуальны сюжеты, связанные с взаимоотношениями человека с микро- и макросоциальной действительностью. На протяжении десятилетий он из раза в раз возвращается к архетипам, которые можно объединить в тематические комплексы. Важнейший из них строится вокруг образа «дома»: «дом» – это крепость, «цитадель», с «домом» связаны «семья», «соседи», «гости», «город», «улица», «окраина», из «дома» можно быть изгнанным («беженцы»), домой можно «вернуться».
Вероятно, именно осмыслением проблем атомизации социального пространства, разрушения извечных человеческих связей и ценностных иерархий обусловлено появление в творчестве художника характерной «квилтовой» стилистики. Плоскости картин дробятся на мельчайшие сегменты, из которых как из старых лоскутков, складываются (иногда фрагментарные) фигуры людей и животных, и детали окружающих их ландшафтов. Урбанистическая сингулярность проницает все сферы и уровни бытия, так, что даже «Небожители», выглядывающие каждый из своего окна-клетки, становятся похожи на соседей, которыми перенаселены верхние этажи высоток. «Семья» в мировосприятии художника – пожалуй, единственное, что может противостоять социальному распаду. В композициях с одноименным названием тесно жмущиеся друг к другу люди, сами раздерганные почти на атомы, тем не менее, очерчиваются единым контуром, как будто хотя бы отчасти преодолевая дробление картинной плоскости – и мира.
Еще один значимый семантический комплекс в живописи Юрия Лаврентьева связан с представлениями о течении исторического времени и переменах, которые оно несет с собой. «Река времени» смывает актуальную реальность, стирает память о людях и событиях. Мы можем пытаться создавать «летописи», чтобы зафиксировать исчезающее настоящее, а если мы этого не делаем, нам остается сочинять «легенды» о том, какими были эти давно «забытые времена». Однако течение времени – это не только разрушения, это еще и «эволюция», в процессе которой усложняются (а, возможно, и совершенствуются) природные и социальные структуры мироздания. Зримым воплощением «эволюции» в одной из работ живописца становится последовательность пиктографических символов, заполняющих все пространство картины, которые можно воспринимать и как художественный вариант графического отображения кода ДНК, и как высказывание, зафиксированное при помощи алфавита неведомого языка (древнего или будущего?) и наверняка скрывающее какие-то глубинные знания.
К образам «дороги», «прогулки» и «шествия» художник также обращается неоднократно. Казалось бы, они тоже должны быть связаны с темпоральностью и движением, но их трактовка, напротив, предельно статична, фигуры людей либо «предстоят» анфас, вглядываясь в лицо зрителя, либо разворачиваются в профиль, задавая тем самым хотя бы направление движения. Автор как будто пытается остановить течение времени, запечатлеть значительность их совершающегося бездействия.
В целом, можно констатировать, что создаваемые Юрием Лаврентьевым образы символичны и многогранны, исключают однозначное «литературное» прочтение и требуют от воспринимающего их зрителя вдумчивого и неспешного созерцания…

Юрий Лаврентьев родился в 1961 году в Саратове.
Учился в Саратовской ДХШ (1972–1976) у Н.Г. Шашлова, Л.А. Грейнеман, Л.В. Шашловой, О.Ф. Успенской, Г.Я. Харькова; на оформительском отделении СХУ (1976–1981) у В.А. Шкуновой, Ю.Н. Бубнова, В.А. Белоновича, М.И. Просянкина, В.С. Успенского; в художественной студии ДК Авиастроителей (1983–1987).
Работал заведующим декоративным цехом в саратовском Театре драмы им. К. Маркса (1981–1983), в рекламной службе объединения «Силуэт» (1983–1984), художником-оформителем в СГУ им. Н.Г. Чернышевского (1984–1988), художником-мультипликатором на телестудии «2-я Садовая» (1990).
Участник выставок (с 1988): молодёжных: 1988 (Саратов), городских: 1989, 1992, 1997 (Саратов), зарубежных: 1992, 1993 (Дюссельдорф), 1992, 1996, 1997 (Гамбург), 1999 (Австрия).
Персональные выставки: 1993 (Бонн), 1994, 2003, 2008, 2011, 2013 (Саратов).
Член СХ России с 1997.

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры