Дополнения к биографии художника Н.А. Загрекова по документам Государственного архива Саратовской области

  • Загреков Н. А. 1920-е. (Из личного архива О. Медведко). Портал «Искусство и архитектура русского зарубежья»

В начале 2015 года вышел в свет сборник «Документальное наследие и проблемы истории Саратовского края. Материалы научных конференций Саратовского областного отделения РОИА.2010-2013 гг.».

В нём опубликованы материалы четырёх научных конференций, проведенных Государственным архивом Саратовской области, Государственным архивом новейшей истории Саратовской области совместно с Саратовским областным отделением РОИА, управлением по делам архивов Правительства Саратовской области Саратовским областным музеем краеведения.

В разделе «Личность в контексте истории» опубликована статья главного специалиста ГАСО Юлии Майоровой «Дополнения к биографии художника Н.А. Загрекова по документам Государственного архива Саратовской области». Поскольку сборник вышел тиражом всего 100 экземпляров, мы с согласия автора сочли полезным поместить текст статьи на нашем сайте. Надеемся, что конкретные факты, уточнение некоторых подробностей биографии Н.А. Загрекова будут интересны для исследователей и почитателей творчества художника, родившегося в Саратове, для специалистов, занимающихся русско-немецкими культурными связями.

Елена Савельева, учёный секретарь Саратовского Радищевского музея


Полный текст статьи

Ю.В. Майорова, главный специалист ГАСО.

Дополнения к биографии художника Н.А. Загрекова по документам Государственного архива Саратовской области.

В последние два с небольшим десятилетия нам были возвращены имена многих наших выдающихся земляков, жизнь которых протекла за пределами СССР, и поэтому об их вкладе в политику, науку и культуру у нас не было известно. Одним из этих людей является живописец, график, архитектор Николай Александрович Загреков. Он родился в Саратове, учился в Боголюбовском рисовальном училище, затем в Высших государственных свободных художественных мастерских, где постигал секреты мастерства под руководством известных художников П. С. Уткина, Ф.К. Константинова, М. В. Кузнецова, А.И. Савинова. В 1919 г. или в 1920 г. Загреков переехал в Москву, поступил в Высшие художественные и технические мастерские (ВХУТЕМАС). Здесь он обучался у П.П. Кончаловского, И.И. Машкова и Д.Н. Кардовского. Вскоре Николай Александрович выехал для продолжения учёбы в Германию и поступил в 1922 г. в Профессиональное училище искусства и ремесла в класс Г. Бенгена. В дальнейшем обстоятельства сложились так, что на родину Загреков не вернулся[2].

По мнению искусствоведов, в развитии Н.А. Загрекова как художника отразились тенденции искусства 1920-х годов. Начинал он с кубистических композиций, в которых чаще всего изображал цветы, фрукты и пейзажи. Писал также портреты и обнажённую натуру. В Германии успехом пользовались написанные Загрековым портреты спортсменок, художниц, горожанок – уверенных в себе, несколько резких, энергичных. К Загрекову пришло признание. Он стал штатным преподавателем Профессионального училища искусства и ремесла. Но установление власти нацистов лишило его этой должности. В 1936 г. (по другим сведениям – в 1937г.) находившийся в нашей стране родной брат Николая Александровича – гимнаст, цирковой артист Борис Загреков, был арестован НКВД. В связи с осложнившейся политической обстановкой как в СССР, так и в Германии, Н.А. Загреков был вынужден прекратить переписку с родными в России, и те совсем потеряли его из виду. В 1945-1948 гг. в берлинском доме Загрекова находилась советская комендатура. И художник при общении советских офицеров с местными властями выполнял обязанности переводчика. В этот период ему было доверено написать 12 портретов советских маршалов, в том числе Г.К. Жукова, К.К. Рокоссовского, а также портреты И.В. Сталина и В.М. Молотова. Тем не менее, когда Берлин окончательно был поделён на Западный и Восточный, Загреков предпочёл остаться в Западной части города. Это обстоятельство, скорее всего, и стало причиной полного отсутствия информации о Загрекове в СССР. Между тем в судьбе Николая Александровича наступил новый творческий подъём. Он активно участвовал в восстановлении разрушенного Берлина, в 1960-е годы став главным архитектором одного из его кварталов. Под непосредственным руководством Загрекова в городе возведено около 30 домов. Вместе с тем Загреков продолжал работать и как художник, участвовал в выставках Прусской Академии художеств и Союза берлинских художников. За период с 1972 г. по 1997 г. состоялось семь его персональных выставок. Он стал профессором, в 1973 г. сборник VIP включил Н.А. Загрекова в список 800 самых выдающихся граждан ФРГ, в 1979 г. ему была вручена высшая награда Германии – «Крест за заслуги», в том же году Итальянская академия искусств присвоила ему почётное звание академика. В 1980 г. Н.А. Загреков был удостоен золотой Евро-медали за вклад в области искусства и охраны культуры, в 1986 г. он стал лауреатом премии «Золотая пальмовая ветвь Европы» Европейской академии художеств. Его работы украшали залы Бундестага, ратуши Тиргартен, Берлинской картинной галереи[3].

Умер Н.А. Загреков в 95-летнем возрасте в Берлине 13 июля 1992 г. Трижды вступавший в брак художник был бездетен. Близкие ему люди организовали после его смерти Общество друзей Загрекова и создали в его доме музей. Позже они разыскали в России его внучатую племянницу Ольгу Медведко – внучку родной сестры Николая Александровича Наталии[4]. Н.А. Загрекова (1898-1991), заслуженная учительница, жила в Саратове, в знаменитом доме с бюстами А.С. Пушкина и А. Мицкевича (ул. Советская, 30), которые и сохранились благодаря её хлопотам при надстройке в 1958 г. этого дома двумя этажами[5]. Внучка Наталии Александровны и стала обладательницей коллекции творений её талантливого брата. Возвращение имени Загрекова в Россию состоялось в 2004 г., когда вначале в Третьяковской галерее в Москве, а затем в Русском музее в Санкт-Петербурге прошли выставки 100 его живописных и графических работ[6].

Появившиеся в процессе подготовки этих выставок и после них немногочисленные публикации о Н.А. Загрекове основаны, прежде всего, на документах личных архивов его и Н.А. Загрековой. Биографам Н.А. Загрекова неизвестны и ими не использовались документы Государственного архива Саратовской области, которые содержат некоторые сведения о детских и юношеских годах будущего мастера, его семье и предках, что позволяет в какой-то мере расширить и уточнить саратовские страницы биографии нашего земляка. Задачей настоящего сообщения и является обзор этих документов ГАСО.

Прежде всего, следует процитировать актовую запись № 121 в метрической книге Вознесено-Сенновской церкви Саратова за 1897 год о крещении 29 мая родившегося 7 мая младенца Николая, родителями которого были: «Коллежский секретарь, кандидат прав Александр Николаев Загреков и законная жена его Мария Петрова, оба православного вероисповедания», а восприемниками (то есть крёстными отцом и матерью) малыша указаны: «Надворный советник Пётр Яковлев Токарев и жена поручика Анастасия Андреева Фёдорова»[7]. Из этой записи видно, что Н.А. Загреков родился не 20 мая, как это сказано в биографических справках, в том числе, в книге «Художники Саратова и Саратовской губернии»[8], а 19 мая, поскольку разница между старым и новым стилем в XIX веке составляла 12 дней. Полный текст статьи



[1] Опубликовано: Документальное наследие и проблемы истории саратовского края. Материалы научных конференций Саратовского областного отделения РОИА.2010-2013 г.г. Саратов, 2015. С.334-348

[2] Прохоров А. Возвращение имени. // Антикварное обозрение. 2004. №3. С. 11; Биографическая справка к выставке «Николай Загреков. Возвращение в Россию». М.,2004.

[3] Прохоров А. Указ. соч.; Биографическая справка…; Художники Саратова и Саратовской губернии. Саратов, 2010. С. 187.

[4] Там же.

[5] Гапоненков. А.А. В память дружбы двух великих поэтов. // Волга. 1999. №6. С. 131.

[6] Прохоров А. Указ. соч.; Биографическая справка…; Художники Саратова…

[7] ГАСО. Ф. 637. Оп. 2. Д. 1313. №121.

[8] Художники Саратова… С.187.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений