Икона XVII века «Господь Вседержитель». Из цикла «Выставка отреставрированного произведения»

Автор:  Ильина Ирина Анатольевна - заведующий сектором

  • Икона XVII века «Господь Вседержитель». Из цикла «Выставка отреставрированного произведения»
Дата мероприятия:  15.04.2015  —  10.05.2015
Телефон:  26-16-06

В конце 2014 года реставратору музея В.В. Лопатину была передана для укрепления икона, которая значилась в музейном инвентаре как «Спас Нерукотворный» и датировалась XIX веком. В процессе работы реставратор выяснил, что образ несколько раз записывался, а также реставрировался до и после того, как попал в Радищевский музей.

Прежде всего, привлекли внимание следующие особенности произведения: изображение выделено двойным ковчегом, что свидетельствовало о том, что доска была выполнена раньше XIX века. Шпонки на иконе врезаны в торцы, как на древних иконах. С помощью точечных пробных раскрытий было выявлено, что под записью сохранился достаточно толстый авторский слой золота, который первоначально покрывал поля и средник иконы.

Памятник был неоднократно записан, возможно, для восполнения утраченных фрагментов живописи, или с целью поновления, которое нередко совершалось для возвращения иконе яркости и нарядности. Стойкое поверхностное загрязнение и потемнение олифы делали произведение темным и тусклым. Благодаря поздним записям сильно изменился внешний вид иконы: средник и поля приобрели зеленый оттенок; изначально красные надписи стали белыми. По обе стороны лика хорошо читается – «ГДЬВСЕДЕР//ЖИТЕЛЬ» – Господь Вседержитель. Титла «ИС//ХС» даны в старообрядческой редакции, поэтому можно предположить, что одно из поновлений было сделано в старообрядческой мастерской.

Раскрытие личного было выполнено в 1970-х годах во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени И.Э. Грабаря. В результате под записями оказалось вполне сохранившееся авторское изображение лика (за исключением небольших утрат), характер рисунка которого и манера исполнения позволяют отнести произведение к XVII столетию.

Источником иконографии образа послужила часто используемая в искусстве раннего русского средневековья композиционная формула, восходящая к византийским образцам. На иконе изображена голова Спасителя анфас, окруженная золоченым нимбом. Кроме головы Христа, можно видеть Его шею, плечи и охватывающие их хитон и гиматий. Учитывая надписи образа, можно уверенно говорить о том, что эта иконография называется «Господь Вседержитель» или «Спас оплечный». Произведения, выполненные по аналогичной прориси, достаточно часто встречаются в иконописи XIV-XVII веков.

Раннее создание памятника подтверждается его происхождением. Образ попал в музей в 1929 году, тщанием известных саратовских краеведов А.В. и В.В. Леонтьевых, которые в середине 1920-х годов изучали усадьбу Надеждино Сердобского уезда Саратовской губернии. Усадьба принадлежала ближайшему соратнику императора Павла I – князю Александру Борисовичу Куракину (1752-1818). По преданию, образ чрезвычайно ценился князем как семейная реликвия и был украшен не только серебряным окладом, но и копией ордена святой Анны, награды, дарованной ему венценосным другом. Икона первоначально хранилась в домовой церкви усадьбы, а в 1860-х годах была передана в церковь Александра Невского села Куракино.

Оклад иконы, к сожалению, не сохранился – в 1974 году он был передан в Госфонд, но на фотографии 1926 года, выполненной Леонтьевыми, хорошо видно, что он был серебряный басменный и сборный, характерный для XVII века. Поверхность оклада украшали рельефный орнамент, драгоценные (?) камни и круглый жемчуг; судя по первым музейным записям, он был позолочен полностью или частями (венец). Особенная деталь оклада – копия ордена святой Анны I степени выполнена из серебра со вставками из стекла и горного хрусталя, и датируется концом XVIII века, по времени награждения князя Куракина в 1781 году. Копии орденов выполнялись для повседневного ношения. Особое отношение князя именно к этому ордену, хотя он и был отмечен более высокими наградами, объясняется, скорее всего, воспоминаниями о длительной и нежной дружбе Александра Борисовича и Павла I.

Так, благодаря реставрации, были уточнены время создания и иконография образа «Господь Вседержитель», а также всплыла интереснейшая история его бытования.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений