Вирши путешественника. Фотографии Сергея Кармеева

Автор: 
Ирина Чмырева, кандидат искусствоведения

  • Вирши путешественника. Фотографии Сергея Кармеева
Дата мероприятия:  16.04.2015  —  10.05.2015
Открытие:  16 апреля в 17.00
Телефон:  26-16-06

Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева представляет выставку известного саратовского фотографа Сергея Кармеева «Страна LUX».

Ездить. Видеть. И снимать. Заветная мечта многих фотографов и людей, далеких от фотогра­фии. Потому как в наше время фотографией увлекаются все, и большинство обладателей камер искренне уверены, что камера — сама! — дает возможность рассказать о месте, где они были. Камера — как прототип робота-путешественника. Сейчас те, кто ездит по миру, берут с собой робота-собачку или робота-слугу. То ли еще будет! Вы отправляете камеру в путешествие, и она рассказывает всему миру, что происходит там, куда ее заслали. Сегодня камеры без фотографа работает на Луне, на Марсе, на других планетах. В будущем же, вероятно, сотрется граница между космосом и миром планеты Земля, расстилающимся за пределами комнаты, где сидит человек, еще из плоти и крови, но по образу жизни уже виртуальный.

Сергей Кармеев, наш современник, живет в другой эпохе: он — живой, ему интересно путешествовать по миру самому, играть с камерой, прилаживаясь к новым пейзажам, новым пространствам, находить возможные ракурсы для выражения собственных впечатлений. 1/1 показывает фотографии своих путешествий он живым людям, для которых важны не только объективные соответствия географическим и ландшафтным особенностям места, сколько удача пройтись, а в иных случаях, в панорамах с резкой искаженной перспективой, и пролететь взглядом сквозь новые местности в компании фотографа — интересного собеседника.

Сергей Кармеев как будто персонаж из девяностых годов двадцатого столетия, когда первые счастливые фотографы покидали пределы нашей родины и — волшебством фотографии! — открывали другие миры тем, «кто не бывал и не видел». Но кажущаяся архаичность путешествий Кармеева есть всего лишь свидетельство не утраченной природы человеческого общения, при­роды здорового социума. Люди — принадлежащие разных странам, разным культурам, — с радостью обращаются к кармеевским фотографиям, поскольку через них узнают те подробности, те детали чужого быта и пейзажа, которые продолжают интересовать человека, пока он остается гедонистом, радующимся солнцу, хорошей пище, красивым домам и невыдуманным и оттого еще более удивительным пейзажам. «Там» французы и люксембуржцы, швейцарцы и бельгийцы с интересом рассматривают его фотографии России, «здесь» — распахнуты двери залов перед его снимками из европейских путешествий, — манера и характер визуальных рассказов Кармеева понятны его зрителям.

Если найти аналог в другие времена и в других видах искусств — вспомните путешественника Никитина, чьи хождения за три моря обрели словесную форму. Они — почти былина, вирши, в которых зарифмованы истории, где нет последовательности, но есть яркость образов. Так и у Кармеева: Люксембург не репортаж о стране, но поразительные картинки, запоминающиеся ритмом, цветом, разлетом дорог и рек, как будто зритель попадает внутрь быстро сменяющихся, пульсирующих секунд воспоминаний о местах, где, возможно, никогда не бывал.

Сергей Кармеев начал участвовать в выставках в конце 1980-х; потом вернулся к активной фотографической выставочной жизни спустя десять лет, как будто почувствовал, что изменилось время, зритель готов к восприятию фотографии уже не только документальной, а игровой, работающей с ритмами и рифмами.

Сергей Кармеев представляет зрителям неизвестное, например, государство Люксембург в самом центре Европы. Это пространство не исхоженное, не прочитанное российскими зрителями, он показывает его как мозаику из древней истории и примет новых цивилизационных перемен, архитектуры древних римлян и стремительных современных линий хай-тека, гармонии вечной природы и рукотворных садов.

Люксембург Кармеева — праздничные вирши, фейерверк красок и стилей, немного старого, немного актуального (в формах фотографии) и оттого притягательного для зрителя: привычные формы фотографии успокаивают, создают фон, новизна решений развлекает, не утомляя. Кармеев — мастер рассказов, чувствующий, как удержать внимание публики и одарить ее радостью впечатлений.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений