Французское искусство XVIII - XIX веков из собрания Радищевского музея в Ярославском музее

С 03 апреля по 05 июля 2015 года в Ярославском художественном музее пройдет выставка «Искусство Франции XVII-XIX веков из собрания Радищевского музея» в экспозиции будет представлено 19 живописных работ, 2 скульптуры и 26 произведений декоративно-прикладного искусства (фарфор) из собрания музея.

За 130 лет в Радищевском музее собрана достаточно представительная коллекции французского искусства. Здесь есть работы мастеров первого ряда: Франсуа Депорта, Франсуа Де Труа, Эрнеста Мейссонье, Камиля Коро, Констана Тройона, Шарля Добиньи. Однако, и в картинах других художников выражены характерные черты французской школы.

Одним из главных направлений в изучении коллекции является выяснение происхождения предметов, кем они были приобретены, благодаря кому стали частью отечественной культуры? Например, одно из наиболее ранних произведений живописи, «Мужской портрет» Жана Монье, напоминает о дружбе А.П. Боголюбова с художником В.Д. Сверчковым, почти забытым в России мастером витражей. Большая часть его жизни прошла за границей. В.Д. Сверчков умер во Флоренции, он завещал Радищевскому музею свою художественную коллекцию, куда входил и этот портрет, украшающий постоянную экспозицию музея.

Коллекция французской живописи очень существенно пополнилась в 1933 году, когда из Музея Изящных искусств было передано около сорока произведений живописи, происходивших из национализированных, в основном, московских коллекций. В музее появились полотна из собраний Юсуповых, Барятинских, Орловых-Двыдовых. Представленная на выставке картина французского художника начала XVIII века «Юнона и Эол» находилась в знаменитой коллекции Генриха Брокара, владельца парфюмерной фабрики в Москве. Исследования живописи с помощью физико-химических методов помогли уточнить многие атрибуции. Присутствие в красочных смесях краски фабричного изготовления, берлинской лазури, производство которой началось в XVIII столетии, позволило уточнить датировку картины «Юнона и Эол», ранее отнесённой по стилистическим признакам к предшествовавшему веку.

Живопись художников XIX столетия в основном была собрана основателем музея, А.П. Боголюбовым. Знакомство с французскими художниками произошло во время его заграничного пенсионерства. Это « ...разом сделало во мне переворот, и я стал вглядываться, как этот народ, выросший в школе Энгра, Руссо, Коро и прочих новых светил, ещё только что тогда открывших новую эру французского пейзажа, глядит на натуру. <...> под влиянием нового веяния, я всё более и более вдавался в простоту линий пейзажа». И ещё: «Впоследствии, когда я стал осмысленно смотреть на колорит и его силу, я понял, что всё дело состоит в гармонии и тонкости красок».

В коллекции переданной Радищевскому музею, А.П. Боголюбов считал наиболее ценными произведения мастеров барбизонской школы, «как самой блестящей». Барбизон стал центром притяжения для художников, увлечённых романтикой пейзажа, написанного с натуры, к ним принадлежал и А.П. Боголюбов. Обращение к барбизонской школе стало фактом не только его личной биографии. Уроки живописи на открытом воздухе от него воспримут, И.Е. Репин, В.Д. Поленов, И.И. Шишкин. «Молодёжь стала ко мне ходить, – вспоминал А.П. Боголюбов, возвратившись в Петербург, – Я им приводил мои европейские взгляды на искусство, рекомендуя писать поболее этюдов с натуры и не набросками, как у нас начинается летняя работа художников, а окончательно и сознательно».

На картине Ш. Добиньи «Городок на Сене» есть дарственная надпись автора. Художники обменивались своими этюдами. Видимо, это не единственный случай, когда А.П. Боголюбов получал картины для своей коллекции из первых рук.

Французская скульптура представлена двумя бронзовыми статуями рубежа XIX – XX веков. Скульптура «Вечная весна» – уменьшенное повторение в бронзе мраморной статуи О. Родена. Она отлита в мастерской Ф. Барбедьена, делавшей высококачественные повторения знаменитых скульптур прошлого и настоящего. Тема композиции – античный миф, повествующий о любви западного весеннего ветра Зефира и богиня цветения, Флоры. Несмотря на разницу материалов: белоснежного мрамора авторского варианта и тёмной, бликующей бронзы, скульптура мастера не лишилась выразительности. Статуя Ш.О. Леви «Геба» также исполнена по мотивам древнегреческого мифа и посвящена богине юности, дочери Зевса и Геры. Обе скульптуры вводят нас в образный мир стиля модерн.

Фарфор представляют в основном изделия Севрской королевской мануфактуры конца XVIII – XIX века. Как раз в этот период её изделия приобретают особую известность. Неоклассицизм или стиль Людовика XVI, характерный для этого времени, выразился в стремлении к строгости формы, симметрии, предпочтении не цветного, как во время расцвета стиля рококо, а белого фона. Этот фарфор происходит в основном из старых петербургских коллекций. Предметы передавались Ленинградским музейным фондом в 1925 - 1927 годах.

Живопись, скульптура, фарфор из коллекции Радищевского музея представляют французское искусство не только в лучших и характерных образцах, но дают представление об эволюционном развитии его на протяжении трёх столетий.

Первые изделия французского фарфора поступили в музей в 1919-1920 годы из Ленинградского музейного фонда. В настоящее время коллекция насчитывает более двухсот произведений искусства. Это изделия Королевской Севрской мануфактуры и крупнейших частных заводов Франции, таких как завод Дарта, Даготи, Лефевра, Парижских живописных заведений, в том числе живописной мастерской Фейе и других.

Ценнейшей частью коллекции является, несомненно, Севрский фарфор. Понятие «Севр» – это такой же символ французского фарфора, как «Мейсен» – немецкого или «ИФЗ» – русского.

Севрская мануфактура, основанная в 1738 г. первоначально в заброшенном королевском замке в Венсенне, в 1756 г. была переведена в Севр. С 1759 г. производство стало королевской собственностью и главным поставщиком версальского Двора. Еще во времена Венсенна производился так называемый «мягкий» фарфор (pâte Tendre). Технологически он отличается от, привычного нам, твердого фарфора (pâte Dure) отсутствием каолина в массе и обладает единственным недостатком – он легко повреждается. Но зато его отличают блестящая глазурь, великолепные по сочности и красоте бирюзовые, голубые, розовые фоны с легкой «облачностью».

На выставке представлен ряд предметов из мягкого фарфора: конфетница, лоток, тарелка, чашка с блюдцем. Чайная пара с голубым крытьем и росписью, выполненной Венсаном Тайандье, выдающимся живописцем Севра, является типичным изобретением XVIII века. Чашка цилиндрической формы получила название «литрон» (litron). К ней полагается глубокое блюдце конической формы. Не прекращая производство мягкого фарфора, с 1769 г. Севр стал изготавливать изделия из твердого фарфора.

В XIX веке для Севра начинается блистательный период, связанный с эпохой Наполеона, Первой империи и переменами, которые наступили в жизни Франции. Стиль Ампир занимает главенствующее место. К этому времени относятся представленные в экспозиции тарелки с изображениями сюжетов эпохи Наполеоновских войн. Росписи выполнялись по фрагментам картин известных художников – А. - Ж. Гро, А. Верне, Ж. Перье и др. На одной из тарелок использовано изображение герба Французской империи при Наполеоне (1804-1814).

Влияние Севра в эту эпоху было очень мощным на частные фарфоровые производства. Представленный сервиз «Тет-а-тет», выполненный на неизвестном заводе в первой четверти XIX в., подтверждает этот факт. Мы видим строгие формы чашек, симметричный золоченый орнамент по кобальтовому покрытию.

Двадцатые годы XIX в. – эпоха романтизма. Появляются иные ценности, уходят в прошлое изображения исторических деятелей, сцен сражений, на смену им приходят сельские и городские пейзажи, сохраняется традиционная для Франции цветочная роспись. Фоны высветляются и становятся палевыми, травянисто-зелеными, нежно-голубыми. Ярко свидетельствуют об этом представленные на выставке изделия Парижского заведения Фейе. Производство Фейе специализировалось только на росписи, «белье» (белый нерасписанный фарфор) приобреталось в основном на Севре.

Французский фарфор на протяжении всего своего существования оказывал очень сильное влияние на все европейские производства, как в технологическом, так и в художественном плане и это касается не только Севра, но и частных производств, изделия которых находятся во многих музеях Европы и России.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений