«Искусство, ведущее к Победе. Плакат в авангарде народного единства»
80 лет назад, 9 мая 1945 года, прогремели салютные залпы, знаменуя окончание Великой Отечественной войны. Силами народного единства была остановлена гигантская военная машина, которая, давя и калеча, катилась по нашей родной земле. Германия капитулировала! Закончилось великое противостояние наступавшему фашизму.
В память о событиях тех лет в Вольском краеведческом музее открылась выставка из фондов Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева «Искусство, ведущее к Победе. Плакат в авангарде народного единства». На ней представлены яркие образцы агитационного плаката 1941–1943 годов – пятнадцать графических листов, выполненных художниками-корреспондентами, выдающимися представителями политической карикатуры М. Куприяновым, П. Крыловым, Н. Соколовым (под подписью Кукрыниксы, ОКНА ТАСС, Москва) и мастерами книжной графики из творческого объединения «Боевой карандаш», выпускавшего агитационные плакаты и сборники сатирических рисунков, И. Астаповым, Ю. Петровым, Н. Муратовым и В. Курдовым (Ленинград).
Движимые патриотическими чувствами, потребностью заражать этими чувствами других, они создали особый вид агитационного плаката, ставшего инструментом в деле народного сплочения. Яркие, высоко художественные, информативные, наполненные верой в победу, часто сопровождаемые меткими поговорками и стихотворными текстами сатирического содержания, листы обладают мощной силой воздействия. Их характеризует актуальность и простота восприятия.
Перед зрителем – «страницы» художественно-документальной повести о тяготах войны с разрухой, холодом, голодом, авианалетами, танковыми ударами, гибелью товарищей, родных и близких, о людях, превозмогающих бедствия на грани человеческих сил, о вере в то, что наш народ на колени не поставить! Это разговор художника со зрителем языком изобразительного искусства. Выразительные средства графики авторы используют для создания лаконичного, эмоционально наполненного образа, работающего с человеческим подсознанием, вызывая мгновенную ответную реакцию, наполняя сердце ненавистью к врагу, состраданием к погибшим, любовью к родине и стремлением освободить страну от оккупантов. Ясности, убедительности и однозначности доносимой информации служат: нейтральный, часто белый фон, выразительность линии, намеренное уменьшение и окарикатуривание или увеличение и подчеркнутое благородство изображаемых персонажей. Таков лист Кукрыниксов «Наполеон потерпел поражение. Тоже будет и с зазнавшимся Гитлером!»
Плакат в творчестве художников «Боевого карандаша» напоминает страницу любимой книги. Выступает в качестве умного советчика, поддерживающего друга, вдохновляющего наставника: «Бей врага наверняка! Овладевай своим оружием!», «Герои артиллеристы, уничтожайте фашистские танки!», «Освободим народы от гитлеровской тирании!». Поднимает на смех надменность врага, укрепляет веру в победу, воодушевляет на подвиг: «Русский немцу задал перцу!», «Современный легкий спорт: фриц в прыжках берет рекорд», «Как гитлеровское командование «из Савла превращается в Павла». Художники-ленинградцы использовали профессиональный опыт работы над эстампами, приемы книжной графики и традиции народной патриотической картинки (лубка). Созданные ими плакаты отличались небольшим форматом и способом изображения. Рисунок и текст выполнялись с учетом восприятия с близкого расстояния. Листы печатались как цветные автолитографии (гравюра на камне с использованием нескольких цветов), что способствовало их массовому тиражированию и быстрому распространению. Плакаты пересылались в боевые части, госпитали, партизанские формирования. Бойцы наклеивали их на боевые машины, носили в нагрудных карманах гимнастерок.
Духовное оружие плакатистов, разило неотвратимо, вызывая ненависть фашистских молодчиков, обещавших повесить художников, как личных врагов фюрера.
«Мы им напомним, – предупреждает плакат, – …Не забывая, не прощая, одним движением вперед, – свою отчизну защищая, пойдет разгневанный народ!»
Сбылись пророческие слова. В синем небе над Рейхстагом заалело полотнище боевого красного знамени, как символ Победы нашего народа в священной освободительной войне!