«Память сильнее времени». Выставка редких изданий, посвящённых Великой Отечественной войне

  • «Память сильнее времени». Выставка редких изданий, посвящённых Великой Отечественной войне

И, шагая за высокой новью,
Помните о том, что всякий час
Вечно смотрят с верой и любовью
Вслед вам те, кто жил во имя вас!
«День Победы». Эдуард Асадов

Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева с 17 марта по 31 мая 2015 года представляет выставку из своей коллекции редкой книги в залах Вольского краеведческого музея.

2015 год – юбилейный год в истории России, год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Ценой невосполнимых потерь СССР и его союзники в жестокой борьбе с фашизмом отстояли право на жизнь, защитили Родину и нашу свободу.

С первых дней Великой Отечественной войны художники принимали активное участие в борьбе с врагом. На фронте они сражались в партизанских отрядах и народном ополчении, успевая между боями выпускать газеты, плакаты и карикатуры, в тылу – устраивали выставки, превратив искусство в оружие против врага, не менее эффективное, чем настоящее. Военная тема нашла отражение во всех сферах изобразительного искусства: живописи, графике, скульптуре, фильмах и театральных постановках.

Главенствующее место в искусстве военных лет занимал плакат. Уже 22 июня появился плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Творческий коллектив живописцев и графиков, в который входили М. Куприянов (1903-1991), П. Крылов (1902-1990) и Н. Соколов (1903-2000), работал под псевдоним «Кукрыниксы». Наибольшую известность им принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи. Их политические карикатуры («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко…», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны», «Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и другие) принадлежат к лучшим образцам этого жанра. Листовки Кукрыниксов из цикла плакатов «Окна ТАСС» сопровождали советских солдат всю военную дорогу до Берлина.

Телеграфное агентство Советского Союза (ТАСС) с самого начала войны начинает выпускать агитационные плакаты с призывами к защите Родины. Этот специальный вид малотиражного плаката, делали вручную, путём нанесения клеевых красок на бумагу через трафарет, и по сравнению с печатным плакатом, он обладал большей красочной свободой и мобильностью, возможностью мгновенной реакции на то или иное событие. Сатира, юмор и смех являлись главным ключом к образным решениям плакатов «Окон ТАСС», что делало их очень популярными в годы войны. В выпуске «Окон ТАСС» участвовали такие советские художники, как: Кукрыниксы, В. Лебедев, П. Соколов-Скаля, М. Черемных, П. Шухмин, А. Кокорекин, В. Иванов; поэты Демьян Бедный, В. Лебедев-Кумач, С. Маршак и многие другие. Вышло свыше 1500 таких плакатов. Тираж доходил до 1000 экземпляров.

Один из лучших советских графиков и плакатистов Н. Жуков (1908-1973) с 1943 года являлся корреспондентом газеты “Правда” и художественным руководителем студии им. М.Б. Грекова. Он – автор известных фронтовых плакатов: «Отстоим Москву!», «Выстоять!», «Бей насмерть!», «Они не пройдут!…» и рисунков: «В гостях у защитника Сталинграда», «Спасибо, родная!», «Вперёд!».

В это время появились целые серии графических листов на одну тему. Графическая серия Д. Шмаринова (1907-1999) «Не забудем, не простим!» (1942) возникла из зарисовок, которые он делал в только что освобожденных городах и деревнях. Совсем иные по духу серии Л. Сойфертиса «Севастополь» (1941-1942), «Крым» (1942-1943), «Кавказ» (1943-1944), описывающие военные будни.

Ещё одна серия из более трех десятков автолитографий – «Ленинград в дни блокады и освобождения» А. Пахомова (1908-1973). Всю блокаду художник провёл в Ленинграде и испытал на себе ужасы этих страшных дней. Ему удалось с документальной точностью рассказать о трагических буднях осаждённого города. В 1941-1942 годах вышли первые литографии серии «Ленинград в дни блокады»: «За водой», «В очаге поражения», «Уборка города». Всемирно известно его графическое произведение «На Неву за водой», изображающее измученных замёрзших девочек. По некоторым рисункам к листам этого цикла были выполнены агитационные плакаты и открытки (плакат «Товарищи! Укрепляйте группы самообороны в домах!» – по эстампу «На постах»). Следующая серия его работ «В нашем городе» (1944-1945) посвящена восстановлению Ленинграда, она даёт правдивую картину послеблокадного, но ещё военного города: «В цехе», «Каменщицы», «Подруги», «На углу Мойки и Невского». Автолитографии и тиражные литографии из этих двух серий, поступившие в 2005 году от вдовы художника, сейчас хранятся в Мемориальном музее «Разночинный Петербург».

На выставке зрители смогут увидеть листы из этих двух серий, за каждым из которых стоит история живых людей, их судьбы.

Советские художники создали своего рода художественную летопись Великой Отечественной войны: «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года» (К. Юон. 1942), «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года» (Дейнека.1941), «Оборона Севастополя» (А. Дейнека. 1943), «Бегство фашистов из Новгорода» (Кукрыниксы.1944-1946), «Орёл. У трамвайного парка» (П. Крылов. 1943), «Дорога на Запад» (Н. Соколов.1943), «Фашист пролетел» (А. Пластов. 1942), «Мать» (Б. Неменский. 1945), «Отдых после боя» (Ю. Непринцев. 1949-1951), «Победа» (П. Кривоногов. 1948)…

Во всенародной борьбе с врагом приняли участие не только живописцы и графики, но и мастера скульптуры. Одним из ведущих жанров скульптуры стал портрет, в котором раскрывались лучшие качества советских людей, их духовное благородство и мужество.

В. Мухина (1889-1953) создала целую портретную галерею героев войны – правдивые, но лишенные внешнего эффекта портреты полковников Б. Юсупова (1942), И. Хижняка (1942), портрет партизанки (1942).

Работы военного времени С. Лебедевой (1892-1967) передают напряженность внутренней жизни модели, высокий интеллект, оттенки душевного состояния (портреты А. Твардовского (1943), З. Слюсаренко (1946), А. Игнатьева (1943).

Серия бюстов крупнейших полководцев, имеющих поразительное портретное сходство, была создана в 1944-1945 годах скульптором Е. Вучетичем (1908-1974). Им были исполнены портреты генерал-лейтенанта М. Ефремова, генерала армии Ф. Голикова, маршала Советского Союза Г. Жукова, генерала армии И. Баграмяна. В последующие годы он выполнил более сорока портретов советских полководцев.

После окончания Великой Отечественной войны по постановлению советского правительства началось возведение памятников в честь павших за освобождение Европы от фашизма. Одной из первых была установлена в Берлине в Трептов-парке знаменитая 13-метровая бронзовая фигура солдата с ребенком на одной руке и с опущенным мечом в другой, исполненная Е. Вучетичем (1945-1949) для грандиозного мемориала «Советскому воину-освободителю».

Есть исторические вехи, значение которых не меркнет с течением времени. Каждый прошедший год лишь с возрастающей силой подчеркивает их величие и значимость. Победа в Великой Отечественной войне по праву и навсегда останется в этом ряду. 

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений