Символ Света и Благодарности. 185 лет со дня рождения Винсента Ван Гога

  • Символ Света и Благодарности. 185 лет со дня рождения Винсента Ван Гога
30 марта 2013 года исполняется 185 лет со дня рождения Винсента Ван Гога (1853-1890), всемирно известного нидерландского художника 

Фигура и творчество Ван - Гога достаточно хорошо исследованы. И на страницах нашего сайта нет смысла на них останавливаться. Трагическая фигура, верующий протестант одержимый помощью бедным, и художник, захваченный всем, что дает свободное творчество во Франции середины прошлого столетия, это не исчерпывают характеристики противоречий и мучительной борьбы за каждый мазок в его полотнах, но дает, в известной мере, общий контур всех произведений гениального творца, осуществившего массу открытий, значимых для мировой культуры. 

Если задать вопрос: какая самая знаменитая картина Ван Гога, то процентов пятьдесят, наверное, назовут "Подсолнухи". Он написал четыре картины с этим названием в августе 1888 года. Позже, в январе 1889 года – еще два варианта того же натюрморта. 

"Сюжет этих картин исключительно прост: цветы в керамической вазе – и больше ничего. Поверхность, на которой стоит букет, не проработана, ее фактура никак не выражена. Что это: стол, полка или подоконник, дерево или ткань скатерти – не важно. То же можно сказать и о фоне: это не драпировка, не стена, не воздушная среда, а просто некая закрашенная плоскость. Объемность вазы не подчеркнута, лишь цветы свободно живут в трехмерном пространстве – одни лепестки энергично тянутся вперед, к зрителю, другие устремляются в глубь холста". 

Простая лаконичная ваза кажется несоразмерно маленькой и легкой по сравнению с огромными цветами. Подсолнухам же мала не только ваза - им тесен весь холст. Шероховатость фактура картины – отражение неистовых чувств, владевших художником в миг творчества. Написанные энергичными вибрирующими мазками подсолнухи кажутся живыми: тяжелые, полные внутренней силы соцветия и гибкие стебли движутся, пульсируют и изменяются у нас на глазах - растут, набухают, созревают, увядают. 

Для Ван Гога действительно не существовало различий между одушевленной и неодушевленной материей. "Я вижу во всей природе, например, в деревьях, выражение и, так сказать, душу", - писал художник. "Душа" подсолнуха была ему особенно созвучна. Цветок, который живет в согласии с космическими ритмами, поворачивая свой венчик вслед за солнцем, был для него воплощением взаимосвязи всего сущего - малого и великого, земли и космоса (Марина Аграновская. www.maranat.de). 

Каждым своим произведением Ван Гог утверждал, что творчество художника глубоко субъективно, что он имеет право на собственное видение происходящего. Все еще живые цветы и "неживая" ваза, объемность этих цветов и безликость фона, - все это опосредовано отражает трагичность бытия природы, в которой "все проходит", но и все обновляется, распускается и увядает. Ван Гог как никто другой смог передать это в своем творчестве. Ибо обладал "редкостным слиянием драматизма и праздничности", "страдальческим восторгом перед красотой мира" (Н. А. Дмитриева. Ван Гог. Человек и художник). 

Ван Гог был художником с редким ощущением трагичности человеческого бытия. И в этом плане само обращение к образу подсолнуха в известной мере парадоксально. Ведь в своем символическом значении, подсолнух, подсолнечник – цветок жизнеутверждающего звучания. Он ярко желтого, солнечного цвета – цвета солнца. Многие народы Северной и Южной Америки идентифицировали его с образом солнца на земле. В Китае он был символом знатности и долголетия. И почти повсеместно этот цветок – воплощение благодарности, ибо поворачивается следом за солнцем, благодаря которому растет, цветет и плодоносит. 

Поэтому образ прекрасного цветка привлекал не одного Ван Гога. В собрании Саратовского государственного художественного музея имени А. Н. Радищева образ подсолнуха привлекал одного из старейших художников Саратова – В. П. Кабанову. Его "Подсолнухи" - изображены на поле (это не натюрморты) в разных ракурсах и поворотах к солнцу. Они живут и движутся. 

Работа В. С Цая "Натюрморт с подсолнухами и грибами» имеет другую композицию в сравнении с произведением Ван Гога. Те же одиннадцать подсолнухов написаны на фоне обоев с мелким рисунком. Стол с грибами слегка опрокинут в сторону зрителя. Но ваза с ровными одинаково раскрытыми желтыми цветами стоит ровно, уравновешивая плоскость стола с разнообразными грибами. Небрежно брошенное на стул полотенце, нож для обработки , - все это является чертами дачного быта. Натюрморт Цоя лишен символичности звучания полотна Ван Гога, И только количество цветов позволяет вспомнить о великом голландском художнике. 

Предложенная публикация не утверждает, что каждый художник, писавший подсолнух, обращался к наследию Ван Гога. Но так как Ван Гог был первым, кто показал необычность и многообразие проявлений цветка. Его огромный художественный темперамент, мучительный порыв к гармонии, красоте и счастью и, одновременно, страх перед враждебными человеку силами, находят воплощение то в сияющих солнечными красками юга пейзажах, то в не менее драматических натюрмортах. 

Надежда Гришина 

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник обязательна. Источник информации: Сайт "Новости Радищевского музея"

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений