Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

«О романтической эпохе, о рыцарстве былых времен...». Виртуальная выставка портретной миниатюры XVII – XX веков из собрания Радищевского музея

Автор:  Щетина Мария Викторовна

  • «О романтической эпохе, о рыцарстве былых времен...». Виртуальная выставка портретной миниатюры XVII – XX веков из собрания Радищевского музея

В первой половине XVIII века в России с появлением светского искусства появилось новое увлечение, которое очень скоро приобрело характер настоящей «мании» – это портретная миниатюра. В Европе маленькие портреты начали писать гораздо раньше, но «золотой век» этого искусства пришелся, как и в России, на середину XVIII – первую четверть XIX веков. «Когда-то давно, в начале XVIII столетия, полюбили у нас эти маленьких игрушечных людей, увлеклись странной и фантастической прелестью Миниатюры...», – писал в 1909 году Н.Н. Врангель, первый отечественный исследователь миниатюрного портрета. «Всем показалось прекрасным, интересным и занимательным иметь дедушек, бабушек, братьев, сестёр и любимых всех вместе на пространстве нескольких вершков. Спрятать в карман, в табакерку, вделать в кольцо, в ожерелье или держать взаперти в шкатулке тех, кто дорог. Ехать на бал, на войну, в далёкую дорогу, быть у себя и в гостях – всегда и везде со своими близкими. И, если вздумается, то всегда можно вынуть, посмотреть и увидеть любимое».

Маленькие, умещающиеся на ладони, портреты писали акварельными и гуашевыми красками на пергаменте, картоне или бумаге; масляными и эмалевыми красками на металлических пластинках; специальными красками на фарфоре. Наибольшее распространение получили миниатюрные портреты, написанные акварельными и гуашевыми красками на тонких (от 0,3 до 1 мм) пластинах слоновой кости. Краски наносились на них тоненькими кисточками таким образом, что кость просвечивала сквозь мазки, а в некоторых местах оставалась нетронутой. Художники-миниатюристы использовали особую технику письма – точками и штрихами, которые, сливаясь, моделировали формы, создавали общий живописный фон портрета. Под обратную сторону пластинки иногда подкладывали серебряную или золотую фольгу для усиления теплоты или холодности тонов, в зависимости от цветовой гаммы. Чтобы предохранить слоновую кость от деформации, а краски – от осыпания, хрупкие пластинки заключали в металлические рамки под стекло.

На протяжении почти двух столетий миниатюрный портрет был одним из самых распространенных и, в то же время, – желанных подарков как для романтической барышни, так и для светского щеголя, для степенной матери семейства и бесстрашного офицера. Взаимообмен миниатюрами приобрел значение особой «духовной связи» этих людей, особой доверительности, интимности их отношений.

Красноречивее всего это можно проследить на «Портрете графа Алексея Григорьевича Разумовского». Имя этого человека – одно из самых известных в русской истории XVIII века. Сын малороссийского казака, ставший затем фаворитом, а по мнению некоторых мемуаристов – даже тайным супругом, императрицы Елизаветы Петровны. Никаких документальных подтверждений этого. Но миниатюра, популярным в XVIII веке языком аллегорий и иносказаний, поддерживает интригу тайного любовного союза. Золотая рамка портрета украшена локоном волос императрицы Елизаветы. Тем самым, медальон словно бы соединяет в себе образы двух людей – графа Алексея Разумовского, изображение которого дано открыто, и его возлюбленной, которую олицетворял локон волос.

Без преувеличения можно назвать уникальными два миниатюрных портрета Варфоломея Филипповича Боголюбова, принадлежавшего к кругу людей, близко знакомых с А.С. Пушкиным. В 1832–1833 годах один из друзей поэта, актер и писатель Н.И. Куликов, даже упрекал А.С. Пушкина, что он «никого, кроме Боголюбова, не принимает». О существовании других портретов этого человека на настоящий момент не известно.

С появлением в середине XIX века фотографии, искусство портретной миниатюры начало постепенно угасать. В начале ХХ века попытку возродить искусство портретной миниатюры предприняли художники, принадлежавшие к знаменитому объединению «Мир Искусства». К числу таких работ относится «Портрет Ю. А. Савельевой», исполненный Федором Ивановичем Захаровым в 1923 году. Эта миниатюра стала, судя по-всему, одной из последних работ художника в России. В том же 1923 году, в составе оргкомитета выставки Русского искусства в Америке, он навсегда покинул Родину.

В самом начале ХХ века Н.Н. Врангель, известный русский искусствовед, близкий объединению «Мир Искусства», с грустью и нежностью писал о портретной миниатюре – «...вот искусство, которое все в прошлом, вместе с которым навсегда ушло понимание интимного, нежного и изысканного».

Этот проект создан на основе прошедшей весной 2014 года выставки портретной миниатюры XVII – XX веков из собрания Радищевского музея. Мы надеемся, что он, как в свое время и выставка, поможет зрителям почувствовать магическое очарование этих маленьких вещей, в которых, как в зеркале отразилась жизнь прошлых лет, нравы, вкусы и обычаи русского общества XVIII и XIX столетий.


Комментарии: 4
0
Антон
Благодарю.
Отдельное спасибо за портреты знаменитой мадам Рекамье и Бажова.
Имя Цитировать 0
0
radmuseumart@radmuseumart.ru
Дорогие друзья! Сообщаем о том, что виртуальные выставки работ из собрания Радищевского музея будут теперь публиковаться на портале регулярно. Следите за новостями.
Имя Цитировать 0
0
Антон
Замечательная выставка, спасибо.
Написал о ней : http://step-bg.livejournal.com/45625.html
Имя Цитировать 0
0
Guest
Спасибо. Отличная выставка. Не согласен насчет описания Жюли Рекамье.

Написал про вас.
http://step-bg.livejournal.com/45625.html
Имя Цитировать 0
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2024 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС:
410600 г. Саратов, Радищева, 39
АДРЕС ДЛЯ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ:
410012 г. Саратов, ул. Радищева, 41
+7 (8452) 26-28-55, +7 (8452) 26-16-06
E-MAIL: info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"