Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Алексей Боголюбов – художник, просветитель, меценат XIV-е Боголюбовские чтения

Автор: 
Пашкова Людмила Васильевна

Научная конференция, посвященная 190-летию со дня рождения Алексея Петровича Боголюбова, проходила 1-3 октября на фоне выставки «У Боголюбова в Париже». В экспозиции выставки представлены картины основателя Радищевского музея и художников его парижского окружения 1870-1880-х годов – И.Е. Репина, В.Д. Поленова, К.А. Савицкого, И.П. Похитонова, А.А. Харламова и других.

В программу конференции было включено 40 докладов и сообщений. В ней, кроме сотрудников Радищевского музея, приняли участие исследователи из Москвы, Петербурга, Гатчины, Екатеринбурга, Поленово, Балашова.

В самом начале конференции прозвучало присланное из Парижа сообщение Татьяны Моженок-Нинэн, доктора искусствоведения Сорбонны, в котором известный специалист, автор книг по русской культуре, изданных во Франции, рассказала о том, что было сделано во Франции в последнее десятилетие для популяризации имени Алексея Боголюбова и русских художников его круга. Текст выступления сопровождался интересной презентацией.

В первый день конференции прозвучали доклады, в которых были освещены неизвестные и малоизвестные страницы жизни и творчества А.П. Боголюбова. Выступлением Л.П. Краснопёровой, рассказавшей о содержании и обстоятельствах составления Духовного завещания основателя Радищевского музея, была задана высокая планка для всех последующих участников чтений.

С большим интересом было воспринято сообщение Е.А. Герасимовой, главного хранителя музея-заповедника В.Д. Поленова: в этом году – 170-летие со дня рождения В.Д. Поленова, замечательного русского художника. Он познакомился с А.П. Боголюбовым середине 1870-х годов, несколько десятилетий дружил и переписывался с ним. В презентации были представлены картины и рисунки Боголюбова, Поленова и других участников Парижского кружка русских художников из собрания дома Поленова в его усадьбе Бехово под Тарусой.

Из выступления Н.В. Огарёвой, исследователя, всю свою жизнь посвятившего изучению жизни и творчества А.П. Боголюбова, участники конференции узнали о новых фактах биографии художника, увидели неизвестные ранее его произведения из музейных и частных коллекций. В докладе И.А. Ильиной очень подробно была освящена тема влияния Боголюбова на становление молодых русских пейзажистов. В выступлении Хасьяновой Л.С, члена-корреспондента Российской Академии художеств, рассматривались взаимоотношения А.П. Боголюбова с его другом художником Ф.А. Бронниковым, а также его влияние на русских художников, живших в Риме.

В экспозиции выставки у «Боголюбова в Париже» впервые почти полностью была показана коллекция изделий Парижской керамической мастерской из собрания Радищевского музея. Истории этой мастерской, существовавшей недолго, чуть более двух лет, роли Боголюбова в содружестве русских художников-керамистов, технологии росписи керамических изделий, было посвящено выступление Л.В. Пашковой.

«Боголюбов – коллекционер» – обширная тема, которая освещалась в целом ряде докладов научных сотрудников Радищевского музея: о боголюбовской коллекции немецкой керамики рассказала Т.А. Савицкая, а о небольшой, но цельной коллекции зарубежной гравюры – В.Ю. Алексеева.

Собирательские традиции А.П. Боголюбова были продолжены сотрудниками Радищевского музея последующих поколений. Выступления научных сотрудников отделов русского и зарубежного искусства стали итогом изучения как целых небольших коллекций музейных предметов, так и отдельных экспонатов. Обзор музейной коллекции миниатюры, вопросы атрибуции некоторых портретов содержался в выступлении М.В. Щетиной. Монографическим коллекциям графики акварелиста Альберта Бенуа и художницы Зинаиды Серебряковой были посвящены доклады Е.А. Шкута и И.Р. Яфаровой. Углублённо и многоаспектно были представлены история, обстоятельства создания, художественные особенности картин Василия Петрова «Вид Тавриды» и Владимира Маковского «В ожидании аудиенции» в выступлениях А.С. Ступиной и В.В. Приклонской. А.А. Кудрявцева рассмотрела произведения декоративно-прикладного искусства с гербами и геральдическими знаками, которые являются важным источником по атрибуции предметов музейной коллекции, истории их создания и бытования.

Следующий день конференции открыло выступление С.А. Могилевец, учёного секретаря московской Библиотеки искусств имени А.П. Боголюбова, усилиями сотрудников которой многое делается для популяризации его имени.

Современной просветительской деятельности Радищевского музея, работе с детской аудиторией были посвящены сообщения А.С. Довгаленко, М.С. Савенковой, Зайченко Е.А. и других сотрудников Центра музейной педагогики, рассказавших о подготовке, проведении и итогах областного конкурса детского творчества «Дорога длиною в жизнь», посвященного 190-летию А.П. Боголюбова.

О методике работы с «особыми» детьми и арт-терапии в пространстве художественного музея имени А.Н. Радищева сообщила Г.Б. Гусева, а о проблемах, связанных с волонтёрским движением – Е.Н. Пакалина. Достойным завершением работы конференции в этот день стала презентация нового издания музея – альбома-каталога детского рисунка «Город. Музей. Дети», прошедшая в тёплой дружеской атмосфере.

Новые интересные материалы о дворянских усадьбах Саратовской губернии, о культурной жизни Саратова в ХIX-начале XX века содержались в выступлениях и стендовых докладах Е.П. Пироговой (Екатеринбург). Т.В. Платоновой (Балашов), В.В. Вихрова (Москва), учёного секретаря Радищевского музея Е.К. Савельевой.

Неизвестные факты жизни художников, так или иначе связанных с нашим городом, представили Е.С. Платонова, Е.П. Николаева. Их доклады были подготовлены на основе недавно поступивших документальных материалов, в том числе, и музейного архива. Событиям современной культурной жизни Саратова были посвящены выступления Н.С. Таракановой, Н.А. Куриловой.

О новых возможностях, предоставляемых интернетом в изучении и популяризации творчества А.П. Боголюбова, рассказали в своих сообщениях А.В. Жукова, М.Е. Шпак, а о том, как с помощью современных информационных технологий была спроектирована виртуальная экспозиция «Живопись ХХ века в Энгельсской картинной галерее» – Е.А. Дорогина.

Культурная программа конференции включала и экскурсию по выставке «У Боголюбова в Париже», и знакомство с филиалами Радищевского музея. В одном из них – Музее-усадьбе В.Э. Борисова-Мусатова гости конференции на фоне выставки произведений В.В. Коновалова увидели яркие сцены из спектакля, подготовленного музейной театральной студией АРТИКО (руководитель Л.А. Давыденко).

В целом, конференция продемонстрировала высокий уровень исследовательской работы, потенциал молодых сотрудников Радищевского музея. Все участники отметили и доброжелательную творческую атмосферу Боголюбовских чтений. Сборник материалов конференции готовится к печати. 


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2024 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС:
410600 г. Саратов, Радищева, 39
АДРЕС ДЛЯ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ:
410012 г. Саратов, ул. Радищева, 41
+7 (8452) 26-28-55, +7 (8452) 26-16-06
E-MAIL: info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"